Вчера днем в Греции при довольно странных обстоятельствах потерпел крушение кипрский пассажирский самолет, на борту которого находился 121 человек – 115 пассажиров и шесть членов экипажа. «Боинг-737» летел из кипрского города Ларнака в Прагу через Афины, однако через полтора часа после вылета (10:30 по местному времени, т.е. 11:30 мск) связь с самолетом была потеряна. По тревоге в воздух были подняты два греческих истребителя F-16, которые сопровождали «Боинг» до тех пор, пока около 12:05 мск он не рухнул возле деревни Грамматикон, в 40 километрах к северо-востоку от афинского аэропорта. При этом погибли все, кто находился на борту. По официальным сообщениям, 104 пассажира были киприотами, также среди погибших есть 12 греков, армянская семья из четырех человек и пилот-немец. Представители российского МИДа заявляют, что россиян среди пассажиров не было. Известно также, что на борту было много детей, хотя данные об их количестве разнятся: изначально сообщалось о 80 детях в возрасте от четырех лет, позже официальные лица Греции и Кипра начали говорить о 48 детях, а кипрский замминистра здравоохранения Георгос Константопулос сказал, что их было всего 21. Сообщение о 48 погибших детях считается самым достоверным. На Кипре объявлен трехдневный траур, днем траура будет завтрашний день и в Греции.
По основной версии, катастрофа связана с разгерметизацией самолета. О неполадках в системе кондиционирования капитан «Боинга» сообщил еще во время своего последнего выхода на связь через полчаса после вылета. Пилоты F-16, приблизившись к лайнеру, видели, что второй пилот упал со своего места, лицо его было синим – это случается при резком перепаде давления. Капитана на месте не было. В кабине пилотов сработали кислородные маски, но никто ими не воспользовался. Пилоты истребителей также сообщают, что видели в кабине двух человек, которые, по-видимому, пытались взять на себя управление. Кроме того, один из пассажиров отправил своему кузену SMS, написав: «Брат, здесь очень холодно. Все вокруг меня лишились чувств. Один из пилотов мертв, другой потерял сознание. Я пытаюсь не упасть в обморок. Будь здоров». По другой версии, связаться с родными смогли сразу двое пассажиров, один – по SMS, другой – позвонив по мобильному, однако сообщили они одно и то же. Источник в Минобороны Греции рассказал, что на обнаруженных телах погибших имеются сильные признаки обморожения.
Связного ответа на вопрос, что же произошло с кипрским «Боингом», пока нет. Греческий государственный телеканал приводит слова министра транспорта Кипра, который заявил, что у самолета были подобные проблемы и раньше. Кроме того, люди, летавшие этим рейсом в прошлом, в один голос заявляют, что у этого – или аналогичного – «Боинга», работавшего на данном маршруте, были такие проблемы с кондиционированием салона, что однажды самолет едва смог сесть в Ларнаке. Однако владельцы машины – первая частная кипрская авиакомпания Helios Airways – сообщает, что самолет прошел обследование на прошлой неделе, и никаких неполадок обнаружено не было. Кроме того, пилоты, летавшие на таких машинах, указывают, что от простой поломки устройства циркуляции воздуха «Боинг» упасть не должен – уже потому, что у этого устройства есть дублирующая система, и сломаться, таким образом, они должны были обе сразу.
Главная странность, однако, заключается в следующем. Самолет находился в 10,2 км над землей (температура за бортом составляет около –50 градусов): при разгерметизации на такой высоте человек теряет сознание за 15-30 секунд, долго оставаться в сознании возможно только при высоте не более 3 км. Все свидетельства, однако, указывают, что пилоты не успели ни надеть кислородные маски, ни снизить самолет до нормальной высоты, ни связаться с центром, ни даже нажать на специальный сигнал тревоги. Пилот Alitalia Пьерлуиджи Росси, 45 лет водивший «Боинги» на международных рейсах и являющийся одним из специалистов по расследованиям авиакатастроф, заявил в интервью Corriere della Serra, что даже пробоина от снаряда не могла бы заставить давление падать, тем более – настолько быстро, чтобы никто не успел среагировать. Росси высказал предположение, что пилоты могли быть отравлены – либо пищей, хотя, по его словам, «это вряд ли возможно, потому что из предосторожности пилоты не едят одинаковые блюда», либо неким отравляющим газом, емкость с которым могла находиться в багаже.
Сейчас обнаруженные спасателями бортовые самописцы направлены для изучения в специальный центр в Париже и, похоже, только исследование «черных ящиков» позволит определить, верна ли версия теракта, или «Боинг» все-таки погубили технические неполадки. Пока же, впрочем, можно задуматься об еще одном странном моменте этой истории: роли истребителей F-16. По официальной версии, самолеты только сопровождали «Боинг», пока он сам не врезался в землю (до этого момента он предположительно шел на автопилоте). Однако нельзя не отметить то редкостное совпадение, по которому получается, что самолет пролетел ровно до столицы Греции, после чего внезапно рухнул, причем так, что часть его обломков упала в 400 метрах от ближайшего жилья, а остальные разбросало по территории радиусом в километр. Несколько странным кажется и тот факт, что пилоты F-16 так подробно разглядели то, что было в кабине «Боинга». В итоге, представляется вполне вероятным, что греческие военные из двух зол выбрали меньшее – не став дожидаться, когда самолет с пассажирами, скорее всего, уже мертвыми, устроит новое 11 сентября, они сбили его, чтобы не рисковать жизнями находящихся на земле граждан. Впрочем, даже если это действительно так, из реакции властей Греции ясно, что данная версия официального признания в любом случае не получит.