Проходящее в Страсбурге заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы в очередной раз увенчалось предъявлением России списка, в котором перечислены пункты ее несоответствия европейским стандартам. Счет этим несоответствиям Совет Европы ведет регулярно, начиная с 1996 года, когда Россия, став членом Совета, взяла на себя соответствующие обязательства.
Результаты подобного мониторинга появлялись регулярно и каждый раз бывали для России неутешительны. Длинен список претензий и на этот раз. В частности, от России требуют незамедлительно отменить в уголовном законодательстве смертную казнь, начать судебные процессы против нарушителей прав человека в Чечне, немедленно ратифицировать европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств, социальную хартию и конвенцию о передаче осужденных лиц. Также Россия обязана в кратчайшие сроки вывести войска из Молдовы. Помимо этого в резолюции ПАСЕ говорится о том, что для соответствия европейским стандартам России нужно придать новое направление своему развитию. В частности, отказаться от чрезмерного укрепления вертикали власти и начать развивать горизонтальные структуры. Критическим замечаниям подвергнуты и поправки в выборное законодательство. Говорится также о том, что России необходимо провести масштабную реформу ФСБ, прокуратуры и судов для повышения их прозрачности. Кроме того, по требованию стран Балтии в резолюцию внесено положение об обязанности России урегулировать все вопросы в отношении культурных ценностей, требования на которые предъявили страны-члены Совета Европы. Также в резолюции говорится о необходимости выплатить компенсации подвергшимся депортации жителям «оккупированных балтийских государств». Первоначально предполагалось, что термин «оккупация» из резолюции будет изъят, но в итоге его оставили. В тексте резолюции сказано о том, что Россия достигла важного прогресса в деле соответствия европейским стандартам, но тем не менее отмечается, что мониторинг необходимо продолжить, пока не будет достигнут прогресс по вышеперечисленным пунктам.
Первой и инстинктивной реакцией на такой документ может стать недоумение и возмущение. Да что такое происходит? Чего они от нас хотят?! Сами во всем разберемся!! «Доколе!», и тому подобное. Однако предположим, что такой подход к вопросу неприличен и недипломатичен. К тому же мы действительно являемся членами Совета Европы и добровольно взяли на себя некоторые обязательства – в частности, по тому же мониторингу. А значит, вставать и уходить из-за стола в ответ на предъявленные в подобном тоне претензии – далеко не единственное, что нам остается. В конце концов, предъявление претензий, если это происходит не после подписания акта о безоговорочной капитуляции – одна из форм ведения разговора, ну или, по крайней мере, торга.
Соображения о том, что требования предъявляются России для ее же блага, или о том, что часть из высказанных оценок справедлива – в данном случае отвергаются. Это повод для отдельной дискуссии.
В данном случае идет торг. Некое сообщество предлагает одному из своих членов принять определенные условия. Условия эти для члена сообщества весьма непросты, то есть, нужно многое переделать, от многого отказаться и вообще стать другим – не таким, как сейчас. Что ж, допустим. Однако такие условия – повод для разговоров о том, а что же можно получить взамен. Взамен же мы получим одно, а именно – прекращение того самого мониторинга, на основании которого нам предъявляются претензии.
Можно спросить, что повлечет за собой прекращение подобного мониторинга. Да по большому счету – ничего. Мы просто станем членами Совета Европы, в отношении которых этот мониторинг не проводится. Что это значит? А это значит то, что мы станем обыкновенными членами организации, созданной в целях «содействия интеграционным процессам в области прав человека». И более ничего.
Почему-то довольно давно в российском общественном сознании Совет Европы путается с Евросоюзом. Сейчас это происходит уже в меньшей степени, и стоит, наконец, понять, что организация эта, ПАСЕ, связана с Евросоюзом очень опосредовано. И с Евросоюзом отношения у нас развиваются совершенно по другим документам. По той же «Дорожной карте», подписанной в мае этого года. Документ этот не имеет обязательного характера, но во всяком случае, весьма далек от «конкретики» резолюции ПАСЕ.
Соблюдение норм Совета Европы имеет принципиальное значение при решении вопроса о вступлении в Евросоюз. Однако стать членом Евросоюза нам не светило и раньше (и вообще неизвестно, нужно ли это нам), а после провала двух подряд референдумов – во Франции и Голландии – говорить о такой перспективе вообще несерьезно. Можно предположить, что каким-то образом резолюция ПАСЕ на развитие наших отношений с ЕС все же повлияет – но вряд ли определяюще. Такие вопросы, как отношения России с Европой – хорошо это или плохо – решаются вовсе не в правозащитной организации с преобладанием депутатов из Восточной Европы.
Так что в ответ на претензии, предъявленные в таком виде и такой организацией, можно лишь недоуменно пожать плечами и сказать: извините, но ваши требования нас не устраивают. Вполне уместно поднять вопрос и о финансировании ПАСЕ – Россия в свое время взяла на себя повышенные обязательства по финансированию Совета Европы, от которых можно отказаться на вполне законных основаниях. Генеральный секретарь Совета Европы уже сообщил, что такое решение России привело бы к тому, что часть работающих в Совете Европы потеряло бы свою работу. Однако на такую «жертву» Россия вполне может пойти. Согласно предложенному торгу.