То, что загнанная в оппозицию партия захочет извлечь максимум выгод из своего нынешнего положения, было очевидно, однако анонс "осеннего наступления трудящихся на антинародный режим" вышел воистину сенсационным. Массированную атаку на правительство коммунисты анонсировали еще весной, ей как все полагали, всё и ограничится: чем бы дитя ни тешилось… Ну разве что попытаются устроить референдум по "земле", так и это мало кого пугало. В общем, весеннее торжество президентской администрации, повергнувшей коммунистов во прах, ничего не должно было омрачить.
Вышло, однако, не совсем так, точнее, совсем не так. Весной некоторые особо критические комментаторы недоумевали, зачем было ручных коммунистов, при комитетах и креслах в Думе, превращать в грозную оппозиционную силу. Им отвечали мудрые люди, что все под контролем, что там (палец взлетал вверх в характерном жесте) все просчитали. Комментаторы, те самые, особо критические и недоверчивые, почему-то не верили, но крыть им было уже нечем: коммунисты так бездарно переругались, так безобразно не хотели терять кто кресла, кто товарищей в креслах, что создавалось впечатление, что "там" действительно все просчитали и у "них" все под контролем.
Прошла весна, настало лето, а за ним стремительно приближается осень. Оказалось, что осень может стать не такой уж и теплой для тех, у кого все под контролем. Кроме дежурных обличений правительства, коммунисты заготовили сюрприз: референдум.
Причем не только по вопросу о земле, но и по трем другим вопросам, перспективы которых кажутся куда более впечатляющими.
Итак на референдум вынесены следующие вопросы:
1.Исходя из того, что в соответствии с Консттитуцией земля, недра, леса, водоемы и другие природные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов России, считаете ли вы необходимым, чтобы в России была запрещена купля-продажа земли, за исключением земель личных подсобных хозяйств, дачных, приусадебных, садово-огородных и гаражных участков?
2. Считаете ли Вы, что размер оплаты жилья, электроэнергии и других коммунальных услуг населением не должен превышать 10% от совокупного дохода семьи?
3. Считаете ли Вы, что зарплата и пенсия гражданина РФ не может быть ниже прожиточного минимума?
4. Считаете ли Вы необходимым, чтобы в РФ железнодорожный транспорт, электростанции, металлургические заводы, предприятия по добыче нефти и газа и предприятия ВПК находились в государственной собственности как объекты, обеспечивающие национальную безопасность России?
Вопросы весьма любопытные. То, что большинство населения по второму вопросу ответит утвердительно - почти несомненно. С первым и третьим вопросом почти такая же ситуация. По четвертому при помощи финансовых средств олигархов, можно повоевать, однако само волеизъявление народа однозначно: национализировать и точка.
К подбору вопросов коммунисты подошли с максимальным тщанием. Закон о референдуме требует 50% явки избирателей. Земельный вопрос большинству населения маловажен, потому Кремль и не беспокоился о грядущем референдуме - явки все равно не будет, да и результат не очевиден. Однако вопрос о коммунальных платежах и пенсиях - другое, тут уж заинтересоваными оказываются все. Они и призваны обеспечить явку. Четвертый вопрос тоже небезразличен народу: вернуть награбленное - мечта, лелеемая многими. Однако главная задача четвертого вопроса - оградить от неудачи на любом этапе и указать на истиное лицо нынешней власти, пляшущей под дудку олигархов, продолжающих наживаться на бедствиях народных.
В общем, ситуация весьма серьезная. Успех коммунистов на референдуме даже по одному вопросу мало того, что поставит под сомнение правительственные реформы и бюджет страны, так еще и станет знаменем КПРФ, которое вполне может гарантировать им успех на выборах в Думу. Неуспех же даст повод говорить о стране, купленной олигархами, о всевластии ворюг и бесправии народном, что тоже весьма полезно для выборов: ясно, что народ был "за", и так же ясно, кому выгодно сорвать или исказить результаты народного волеизъявления.
При этом сомневаться, что коммунисты, если захотят, то непременно соберут требуемые два миллиона подписей, не приходится. Остается только отменить референдум, затянуть его, придравшись к подписям или формулировкам вопросов.
Прямых оснований для отмены референдума нет. Законодательство о референдуме, как и полагается, написано темно и позволяет каждой стороне толковать его в свою пользу. В законе сказано, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: принятия и изменения федерального бюджета; исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты (глава 1, статья 3, пар. 3, 4). Нужна будет изощренная казуистика Совета Федерации и Конституционного суда, чтобы отклонить любой из пунктов предлагаемого референдума. А это опять же на руку коммунистам, ибо отказ от насущных для всего народа вопросов обнажит антинародную сущность режима со всеми вытикающими последствиями.
Обширный пиар обеспечен коммунистам в любом случае, причем на всё оставшееся до выборов время: сбор подписей, споры о регистрации референдума, агитация, сам референдум (или судебные разбирательства по поводу отказа от референдума и разоблачение антинародной клики олигархов и кремлевской администрации).
А ведь как было хорошо! Сидели в Думе ручные коммунисты, голосовали как надо и где надо, приобретали квартиры и машины, теряли поддержку у избирателей, иногда веселили публику, но в меру - вот счастье, вот права. И чего не сиделось людям в высоких кремлевских кабинетах, чего вдруг их потянуло на "надежные схемы", на подвиги подковерные. А еще говорят, у нас дороги плохие.