Визита Папы в Польшу ждали с нетерпением. По слухам, активно тиражируемым самыми разнообразными СМИ, на родине Кароля Войтылы должно было произойти историческое событие - сложение папой Иоанном-Павлом II своих папских полномочий. Папа стар и болен, а потому естественно предположить, что он захочет уйти на покой и освободить место более молодым и энергичным. Естественно для современного сознания, для которого церковные догматы, не говоря уж про внеположные смыслы и символы, вовсе никакого значения не имеют. С церковью современный мир готов мириться, даже признать ее: собственно, почему бы не быть и такому виду шоу-бизнеса, однако догматы - пережиток первобытного варварства, неуместный в наше время прогресса и торжества гуманизма.
Можно по-разному относиться к реформам католической церкви после Второго Ватиканского собора. Можно видеть в них разумное движение навстречу миру, в рамках христианских ценностей и христианского учения. Можно - не без оснований - видеть уступку современности, отход от тех же христианских ценностей, а, в конечном счете, начало конца Католической Церкви. В любом случае сложение папой своих полномочий было бы событием принципиальным и в каком то смысле определяющим.
Папа не ушел в отставку, тем самым заявив, что Понтифик - не должность, от которой можно отказаться, которая имеет возрастной ценз или ценз по здоровью. Понтифик служит столько, сколько определит ему Бог, то есть до окончания своего жизненного пути. Папа-реформатор указал на границу, за которой реформы невозможны, за которой Церковь уже не Церковь, а тот самый вид шоу-бизнеса.
Воскресная месса в Кракове, на которую собралось более двух миллионов паломников, посвящена была именно отношениям Церкви и современного мира. "Когда шумная пропаганда либерализма и свободы без правды и ответственности нарастает и в нашей стране, церковные пастыри должны продолжать утверждать единственно верную философию свободы - истину Христа", - сказал Папа Иоанн Павел II. Далее он говорил про генетику без границ и меры, про эвтаназию и про человека, современного человека, который живет так, как будто бы на свете нет Бога, который «считает себя вправе вторгаться в сокровенность человеческой жизни. Он хочет определять человеческую жизнь посредством генетических манипуляций и сам устанавливать срок смерти».
Скандал со священниками-педофилами, казалось, должен был нанести сокрушительный удар по католической Церкви. Однако Церковь неожиданно для ревнителей прогресса перешла в наступление. Сначала грандиозная манифестация католической молодежи в Торонто, потом визит Папы в две самые католические страны мира: Мексику и Польшу. Церковь показала, что за ней миллионы и миллионы и сдаваться на милость масс-медиа она не собирается.
При всей сложности проблем прозелитизма и канонических территорий, при всей непростой истории взаимоотношений православной и католической Церквей есть нечто, что важнее всех споров и расхождений. В конце концов, Церковь это твердыня, а не кусок резины, который тянется в любую сторону. Церковь - камень: "и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее".