На состоявшейся сегодня пресс-конференции посла Ирака в России Аббаса Халафа Кунфуда были озвучены сенсационные масштабы грядущего российско-иракского экономического сотрудничества. Так, по заявлению посла, сейчас готовится соглашение между Россией и Ираком, находящееся на последней фазе подписания у премьер-министра Михаила Касьянова. Данный документ был передан российской стороне вице-президентом Ирака в апреле прошлого года, и все это время российская сторона согласовывала окончательные детали для его подписания. Как сказал иракский дипломат, один из представителей российского правительства подтвердил информацию о том, что соглашение уже "прошло" все российские министерства и ведомства.
Соглашение рассчитано на 5 лет и охватывает контракты на сумму приблизительно в 40 млрд долларов. В документе перечислены около 70 проектов, в том числе 17 - в нефтяной отрасли, шесть - в нефтехимии, 14 - в сфере транспорта и коммуникаций, а также ряд проектов в аграрном секторе. Все эти проекты являются инвестиционными и, соответственно, предполагают не только поставку оборудования и товаров, но и налаживание совместных производств. О военно-техническом сотрудничестве в проекте нет ни слова.
В Ираке и сегодня уже работают некоторые российские компании, в частности "ЛУКОЙЛ", через который проходит 40% всей продаваемой Багдадом нефти в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Но в настоящий момент российско-иракская дружба оценивалась лишь в 2 млрд. долларов в год. После подписания соглашения ежегодный масштаб сотрудничества увеличится более чем в пятеро.
Реакция мирового сообщества на это сообщение пока достаточно спокойная. Так Америка уже заявила, что укрепление российско-иракской «дружбы» никоим образом не изменит планов Америки по свержению режима Хусейна. Да и вообще, если эта «дружба» не противоречит резолюциям ООН, Америка вмешиваться не собирается. Все это, конечно, очень мило, но как наносить авиаудары по иракским территориям, на которых будут располагаться российские специалисты, – вопрос, над которым Америке еще предстоит поломать голову. В любом случае, такое обострение российско-иракской дружбы не может не шокировать Запад. Ведь в США даже за покупку иракских товаров на 100 долларов запросто могут посадить. И спокойная реакция Запада не отменяет естественного в нынешней ситуации вопроса: оправдан ли риск сотрудничества со страной-изгоем?
Ирак – крупнейшая страна нефтяного мира, которая по объемам добычи нефти (если допустить возможность снятия санкций) в течении короткого времени может выйти на первое место, добывая свыше 8 млн. баррелей в сутки и обогнав даже Саудовскую Аравию. Помимо нефти в Ираке находятся и крупнейшие арабские газовые месторождения. И сегодня эта нефть и этот газ сами плывут в руки России, которой Ирак собирается предложить в концессию ряд богатейших месторождений страны, в том числе и на закрытом севере. Это может означать лишь то, что, в случае отмены санкций против Ирака, миллионы баррелей иракской нефти в сутки потекут через российские руки на Запад. И часть прибыли от этих поставок будет идти в российскую казну.
Америка понимает, что тот, кто «владеет» Ираком – владеет и всем арабским миром. Ведь основные поставки нефти внутри арабского конгломерата, вопреки устоявшемуся мнению, идут не из Саудовской Аравии и Кувейта, которые в основном «обслуживают» США и Европу, а именно из Ирака. От иракской нефти напрямую зависят сегодня Иордания, Сирия, Ливан, Турция, Египет и многие другие. Причем в ряд стран, таких как Иордания, идет только иракская нефть. То есть Ирак – основной источник сырья в арабском мире, и контроль над иракской нефтью позволит тому, кто этот контроль заполучит, существенно усилить свои позиции в регионе. Это понимают и Америка и Россия. Только вот Америке для этого необходима смена политического режима, а России наоборот - его сохранение.
В условиях, когда Америка активизировала свои действия по устранению Хусейна, Россия не могла долго оставаться в стороне: дорогой российской нефти нечего будет делать на рынке. Договоренности об экономическом сотрудничестве призваны показать Западу, что Россия не собирается уходить с арабских просторов. Тот, кто столкнется с Ираком, заденет и российские интересы. Принцип, согласно которому владелец не тот, кто стоит во главе, а тот, кто вкладывает деньги, для западного менталитета - ключевой. Но это все вопросы стратегии, а что же с простой целесообразностью?
Прагматический аспект сотрудничества, к сожалению, не очень радует. Ирак уже должен России более 7 млрд. долларов, и понятно, что никаких 40 миллиардов у Ирака пока нет и в помине. Они, конечно, могут появиться, если санкции против Ирака будут отменены, вот только пока Хусейн находится у власти, сие маловероятно. Из сегодняшнего Ирака Россия и так выжимает все, что можно, фактически занимаясь спекуляцией иракской нефтью, и больше с него взять-то и нечего. А значит, восстанавливать иракскую экономику мы опять будем в кредит, прикрывая спинами российских специалистов (и в буквальном и в переносном смысле) режим Хусейна. Выгодно это нам или нет – вопрос спорный, ясно только, что выбора у нас практически нет.
Если Россия допустит развитие в Ираке схемы, аналогичной афганской, и страна полностью попадет под американский контроль – на Ближнем Востоке нам делать больше нечего. Но это еще не все. Всячески заинтересованная в дешевой нефти Америка, заполучив в свои руки столь лакомый кусок и умело распорядившись иракской нефтью, сумеет сбить мировые нефтяные цены до критического для России и очень выгодного для США уровня в 12-15 долларов за баррель. А что делать нам? У нас же, кроме сырья, сегодня почти ничего и нет. Достаточно вспомнить дефолт, одной из причиной которого было резкое снижение нефтяных цен до 8 долларов за баррель, чтобы понять, почему Россия наперекор всему миру рискует вкладывать деньги и направлять своих специалистов в столь нестабильный Ирак. Как говорится, не до жиру - быть бы живу.
Столь большой объем инвестиций и общее укрепление наших позиций в Ираке должны показать миру, что передел сфер влияния в арабском мире без России невозможен. И Америке при разработке планов свержения режима Хусейна теперь необходимо будет с этим считаться. Закрепившаяся в Ираке Россия собирается остаться там вне зависимости от политической обстановки в мире и внутри этой неспокойной страны, и именно это Россия и демонстрирует. Фактически это означает лишь то, что мы остаемся на Ближнем Востоке, и если кому-то понадобится сменить иракский режим, в первую очередь это необходимо будет согласовывать с Россией, которая отныне в этом конфликте уже не стороний наблюдатель.
Но есть и другая сторона вопроса. Россия сейчас верный союзник Америки по антитеррористической коалиции, более надежный, чем, скажем, Франция, и администрация Буша, дорожа новым другом, готова на многое закрывать глаза. Вопрос в том, что в конечном счете выгоднее для России и не станет ли политика профитов на Ближнем Востоке, казалось бы единственно верная и прагматичная, - парадоксальным прагматизмом себе в убыток.