Сегодня состоялось заседание правительства, на котором был принят проект бюджета на 2003 год. В проект бюджета доходы заложены в объеме 2400,66 миллиарда рублей, расходы - 2328,6 миллиарда рублей. Профицит федерального бюджета, должен составить 72,06 миллиарда рублей. Объем ВВП прогнозируется в размере 12,98 триллиона рублей. Проект федерального бюджета на 2003 год в доходной части будет рассчитываться исходя из прогноза цены нефти на мировом рынке 21,5 доллара за баррель. Уровень инфляции запланирован в 10-12%, курс рубля по отношению к доллару - 34 рубля за доллар. Расходы на судебную реформу возрастут на 33%, на национальную оборону - на 26%, на правоохранительную деятельность - почти на 46%. На науку предполагается выделить средств на 21% больше, чем в прошлом году, на образование - на 22%. В доходную часть бюджета заложено постепенное снижение налогового бремени, а также повышение эффективности управления государством и его имуществом.
Итак: насколько реальными выглядят заложенные в бюджет параметры и прогнозируемый уровень инфляции? Согласно самому оптимистичному прогнозу, активное сальдо торгового баланса - $28,6 млрд. Положительное сальдо счета текущих операций составит $23,3 млрд., что позволит достичь значения активного сальдо платежного баланса в $7 млрд. То есть при реализации оптимистического сценария уровень золотовалютных резервов может вырасти всего на $7 млрд. или на 15%. Это, конечно, хорошо: если валюта в резерв скупаться не будет, то не будет и выпуска в обращение новых денег, а значит и высокой инфляции. Правительство при этом не без оснований надеется, что влияние так называемой «немонетарной» инфляции, обусловленной приведением внутренних цен к мировым, будет сведено к минимуму.
Однако не все так радужно. Напомним, что следующий год является годом пикового платежа по внешнему долгу. Для того, чтобы покрыть его, не прибегая к помощи ЦБ (то есть к фактической скупке валюты на внутреннем рынке), Минфину необходима крайне благоприятная конъюнктура мировых рынков и существенный рост ВВП внутри страны, а с ним и налоговых поступлений. И то и другое весьма сомнительно. В настоящий момент на Западе кризис перепроизводства и снижение потребительского спроса (в том числе и на энергоресурсы), а значит существенного роста цен на российские товары не предвидится, а скорее всего - и спрос и цены будут ниже, чем в этом году. Запланированный рост ВВП назвать существенным тоже нельзя, он гораздо ниже, чем в прошлом году, и лишь чуть-чуть выше, чем в нынешнем. При этом в благополучном 2001 году, когда мировые цены были высокими и ВВП рос на глазах, Минфин постоянно прибегал к поддержке ЦБ. В общем, трудно поверить, что в следующем году удастся обойтись без активных действий ЦБ. Валюту в резерв ЦБ покупать придется - просто там она у него долго не залежится. Как только наступит срок очередного платежа, ЦБ будет продавать ее Минфину. Другими словами, денежную эмиссию ЦБ проводить будет почти непременно, и эмиссия эта будет, скорее всего, значительно больше роста ВВП. Т.е. инфляция вряд ли удержится в определенных правительством границах.
Следующий вопрос доходной статьи бюджета 2003 – цена на нефть в 21,5 доллара за баррель. Следующий год на мировом нефтяном рынке обещает быть крайне нестабильным. С одной стороны, затяжной экономический кризис приводит к тому, что рост потребления нефти в мире резко сократился. В 2002 году все идет к тому, что годовой рост спроса на нефть составит всего 400 тыс. баррелей в сутки, что вдвое меньше прогнозируемого. С другой стороны предложение нефти на мировом рынке растет и весьма активно. Только Россия и Норвегия в этом году уже увеличили свой экспорт более чем на 300 тыс. баррелей в сутки. Ожидается, что и ОПЕК в IV квартале этого года может нарастить свои поставки более чем на 1,5 млн. баррелей в сутки. Пока этот прирост нивелируется напряженной ситуацией вокруг Ирака и, как следствие, наращиванием стратегических запасов нефти в США для страховки от возможной дестабилизации нефтяного рынка. Это позволяет цене на нефть держаться в районе 25 долларов за баррель. Однако реальная структура спроса и предложения на нефтяном рынке, по мнению аналитиков, не сулит высоких цен.
Если напряженность вокруг Ирака спадет и не произойдет резкого экономического всплеска, цена на нефть станет неприятным сюрпризом для России. Правительство в этом вопросе рассчитывает на благоприятную конъюнктуру мировых нефтяных рынков, а что будет, если она окажется плохой? Профицит на бумаге может обернуться дефицитом в реальности, а для покрытия внешних долгов придется прибегнуть не только к помощи ЦБ, но и к новым внешним заимствованиям.
Сегодняшний проект бюджета похож на красивую сказку - как было бы хорошо, если бы... Однако каким образом это «если бы» будет достигаться, пока непонятно. Правительство в ряде макроэкономических показателей заложилось на самый оптимистичный вариант развития событий, но кто даст гарантии, что они будут развиваться именно таким образом? И что делать, если все пойдет совершенно по-другому? Новые долги, инфляция, невыплаты бюджетникам - к сожалению, все это не так уж и нереально. При этом надо не забыть, что скоро выборы, и возможность урезать социальные программы будет минимальной. Что делать правительству в такой ситуации? Впрочем, нет никаких гарантий, что решать проблемы будет именно это правительство.
На фоне этих соображений очень интересно сегодняшнее заявление Михаила Касьянова о том, что России пора отказываться от профицитного бюджета, дабы не изымать слишком много из экономики (кстати вспомним, что профицитный бюджет 2001 и 2002 годов – главная заслуга и предмет хвастовства правительства Касьянова). Мысль интересная и даже во многом правильная, но не в условиях, когда правительство закладывает в проект бюджета явно завышенные показатели.