Владимир Путин подписал указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих". Согласно преамбуле, указ подписан "в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения госслужащими должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе". Цель благородная, более того, не просто благородная, а самая что ни на есть насущная. Ужасающая коррупция и без всякого исследования фонда Сатарова осознается гражданами как главное бедствие России. Дороги и дураки, хоть со времен Гоголя тут мало что изменилось, вынуждены уступить первенство госслужащим. Итак, указ вводит шестнадцать принципов-заповедей, которых рекомендуется придерживатся чиновникам.
"Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния со стороны граждан и различных групп и организаций"
В предпочтении профессиональным, социальным или каким угодно другим группам и группировкам нет ничего предосудительного. Все люди разные, и кто-то из них может проявить вполне простительную склонность, то бишь симпатию к какой либо группе, пусть даже и промышленной, или группировке, пускай даже организованной и преступной. А вот борьба с вступлением чиновничества в подобные фэн-клубы, раз уж они сами не в силах удержаться от соблазна, дело весьма похвальное, однако такие инициативы и так наказуемы по действующему законодательству. Причем действующее законодательство носит совсем не рекомендательный характер.
"Соблюдать политическую нейтральность, исключающую возможность какого-либо влияния на свою служебную деятельность решений политических партий или иных общественных объединений"
Что подразумевали разработчики указа и подписавший его президент, понять сложно. Если президент имел в виду высших госчиновников, так им и так ничего подобного не разрешается. Если всех чиновников вообще, то рекомендация эта выглядит весьма странно. Массовый исход чиновников из тех партий, в которых они состоят - мера неординарная, к тому же нарушающая конституционное право на свободу собраний.
"Проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России"
Вот, например, в Чечне существует такая традиция – похищать людей и требовать потом выкуп за их освобождение. Согласно указу, чиновникам теперь следует с уважением относиться к этой вековой традиции и, волею судеб занесенным в Чечню, если и не перенимать этот народный обычай части граждан России, то уж по крайней мере с уважением к нему относиться. Заграница – дело другое: там можно хоть ноги на стол класть, хоть юбки дамам задирать.
"Не использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов при решении вопросов, касающихся их лично"
Тут даже комментировать нечего. Президент совершенно прав: воровать нехорошо, разводить кумовство - нехорошо, использовать служебное положение в личных целях - очень нехорошо. А лучший способ борьбы с этими пороками госслужащих - рекомендация не делать нехорошего.
"Воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности"
Очень ценная инициатива, учитывая тот факт, что гадить друг другу в карман - любимое развлечение российских высокопоставленных чиновников. Удержать их от метания камней в чужие огороды никакому указу не под силу. Следует полагать, что теперь все публичные выступления министров, в которых нет-нет да и затронется деятельность смежников, будут преисполнены лести и наивысших похвал. Аналитикам же придется докапываться до сути вещей, сопоставляя объем куртуазных пассажей одного государственного мужа с панегириками другого и выискивая в них надежно запрятанную иронию. Результатом же нововведения может стать увеличение окладов аналитиков ведущих СМИ и ничего больше.
"Уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать им в установленных законами случаях и порядке содействие в получении достоверной информации"
В "Законе о СМИ" и так черным по белому расписано кто, что и как. Повторение этой фразы в указе президента не приведет к братанию чиновников с журналистами, как повторение слова "халва" не сделает мир слаще. Тем более, что в законе прописаны обязанности и права, а в указе все те же рекомендации.
И так далее вплоть до "Госслужащий обязан осуществлять свою деятельность в рамках установленной законами и подзаконными нормативными правовыми актами компетенции государственного органа". Собственно, только эта заповедь или, если угодно президенту, принцип из всех шестнадцати имеет смысл.
Проще говоря, президент хочет привести в чувство госчиновников, которые считают себя кем угодно: менеджерами коммерческих организаций, политиками, бандитами, только не наемными работниками на службе обществу. Вот только методы, которыми он действует, напоминают заклинания шамана. Все, о чем написано в указе, уже было в общих чертах передано через Моисея, а конкретизацией занимались многие поколения законников. Так что президент своим указом в сущности расписался в том, что законы, которые в том числе должны совестить чиновников, по сути дела не эффективны.