Сегодня Путин отклонил федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Президент считает, что закон нуждается в существенной доработке, без которой не может быть одобрен. Ранее о своем несогласии с некоторыми положениями данного закона заявлял и министр экономического развития и торговли Герман Греф. Напомним, что закон "О несостоятельности (банкротстве)" был принят Госдумой 1 июля и одобрен Советом Федерации 10 июля этого года, и его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций.
Необходимость принятия нового закона возникла давно. Слишком много российских предприятий уплывало за бесценок. Да и сама процедура банкротства по старому закону было такова, что после подачи кредитором заявления о банкротстве, должник фактически лишался возможности (из-за временных и юридических ограничений) погасить свою задолженность, что приводило к неоправданно высокому числу предприятий-банкротов. Новый закон должен был изменить подобную ситуацию.
Постараемся последовательно рассмотреть плюсы и минусы нового закона и понять причины, побудившие президента наложить вето на столь нужный стране законопроект. И начнем с плюсов.
Во-первых, в новой редакции закона о банкротстве изменяется начало процедуры банкротства. Кредитор будет обязан обратиться в суд не с заявлением о банкротстве (как это было раньше), а с иском о взыскании долга. Кредитор также будет обязан доказать, что он использовал все способы для взыскания долга. А у должника даже после подачи заявления о банкротстве появляется возможность погасить кредит.
Во-вторых, процедура наблюдения вводится только после проверки требований кредитора на специальном судебном заседании, на котором будет присутствовать не только кредитор, подавший заявление, но и должник. Кроме того, о начале процедуры банкротства ставятся в известность не только кредиторы, но и должник.
В-третьих, дело о банкротстве может быть возбуждено при наличии более чем на 3 месяца просроченной задолженности на сумму не менее 100 тысяч рублей.
В-четвертых, государство в соответствии с законопроектом получает право голоса на всех собраниях кредиторов. Одновременно при конкурсном производстве государство встает в общую очередь с конкурсными кредиторами.
В-пятых, устанавливается возможность досрочных рассчетов со всеми кредиторами в ходе внешнего управления, а также возможность исполнения обязательств должника третьими лицами. Для погашения задолженности предприятия-должника запрещается использовать средства его клиентов.
В-шестых, законопроект предусматривает возможность проведения в процессе внешнего управления дополнительной эмиссии акций должника (если он является ОАО).
В-седьмых, вводится аукционный или конкурсный порядок продажи имущества должника.
В-восьмых, предоставляется возможность обжалования любых решений и определений арбитражного суда, связанных с реализацией различных процедур банкротства. Однако устанавливается, что подача апелляции не приостанавливает решения суда.
Казалось бы, что может быть лучше. И задолженность можно будет погасить практически на любом этапе процедуры банкротства, и средства сторонних лиц можно будет привлекать для погашения долгов, и доп. эмиссию проводить для привлечения денег на погашение задолженности. Да и государство вроде как не в обиде. Сможет прямо участвовать в процедуре банкротства. А проведение конкурсных торгов позволяет надеяться, что имущество предприятия-банкрота уже не будет уплывать за бесценок. Конечно, по сравнению с предыдущим вариантом новый закон позволит сделать процедуру банкротства более цивилизованной и законной. Весь вопрос в том, кто будет контролировать эту процедуру. А вот тут маленькая загвоздка.
Новая редакция закона изменяет статус арбитражного управляющего, который для получения аттестата должен:
- быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя;
- иметь высшее образование;
- иметь стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;
- сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
- пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего;
- не иметь судимости за преступления в сфере экономики;
- являться членом одной из «саморегулируемых организаций».
Вот этот-то проект создания «саморегулируемых организаций» (СРО) и является наиболее спорным. Что же это за объединения? Основанием для включения некоммерческой организации в единый государственный реестр «саморегулируемых организаций» арбитражных управляющих является выполнение ею следующих условий:
- соответствие не менее чем ста ее членов требованиям к арбитражным управляющим;
- участие членов не менее чем в ста (в совокупности) процедурах банкротства
- наличие компенсационного фонда или имущества у общества взаимного страхования, которые формируются исключительно в денежной форме за счет взносов членов в размере не менее чем триста тысяч рублей на каждого члена. Причем на средства компенсационных фондов или имущество общества взаимного страхования не может быть обращено взыскание по обязательствам «саморегулируемой организации», а также по обязательствам арбитражных управляющих, если возникновение таких обязательств не было связано с осуществлением предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности. Условия и порядок размещения средств компенсационных фондов и обществ взаимного страхования саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, а также порядок расходования указанных средств в соответствии с целевым назначением, рекомендации о ликвидности включаемых в такие фонды активов, об их составе и о структуре будут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
То есть сегодня рынок управляющих будет поделен раз и навсегда. Ибо плохо представимо, как можно без значительных средств и политического влияния, каковое у олигархов в избытке, а у обычных бизнесменов в недостатке, собрать сотню людей, удовлетворяющих требованиям этой статьи, и наполнить компенсационный фонд. Так почему же порядок размещения компенсационного фонда определяется правительством, а не законом? Потому что уполномоченными хотят быть все, а дано это не каждому. А с такими тонкими вопросами в Думу идти нельзя. Такие вопросы, как и назначение арбитражных управляющих, должны решаться в тиши кабинета. Контролироваться же арбитражные управляющие будут Федеральной службой по финансовому оздоровлению и банкротству РФ через их СРО. При этом в течение года после вступления законопроекта в силу арбитражные управляющие будут находиться под прямым контролем ФСФО РФ. Кстати, проверки «саморегулируемых организаций» будут проводиться тоже в порядке, устанавливаемом правительством.
Новым законопроектом вменяется также обязательное страхование гражданской ответственности арбитражного управляющего. Договор страхования ответственности признается формой финансового обеспечения ответственности арбитражного управляющего и должен быть заключен на срок не менее чем год с обязательным последующим возобновлением такого договора. Минимальная сумма финансового обеспечения (страховая сумма по договору страхования) не может быть менее чем три миллиона рублей в год. Арбитражный управляющий в течение десяти дней с даты его утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве должен предоставить дополнительное финансовое обеспечение своей ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, в размере, зависящем от балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры банкротства, но не менее чем в размере:
- пяти процентов балансовой стоимости активов должника при их стоимости до трехсот миллионов рублей;
- пятнадцати миллионов рублей и трех процентов балансовой стоимости активов должника, превышающей триста миллионов рублей, при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
- тридцати шести миллионов и одного процента балансовой стоимости активов должника, превышающей один миллиард рублей, при балансовой стоимости активов должника более чем один миллиард рублей.
Возникает резонный вопрос - кто может оплатить такую страховку? Где управляющий возьмет эти деньги? Ответ напрашивается сам собой: либо у одного из кредиторов, либо у «заказчика» банкротства. Может взять и у хозяев должника. А что? Тоже бизнес. Защита от кредиторов в своём роде.
Теперь о том, как будут назначаться арбитражные управляющие. Кандидатуры управляющих будут предоставляться суду «саморегулируемыми организациями». Собрание кредиторов в соответствии с проектом может высказать арбитражному суду лишь предпочтение в выборе кандидатуры управляющего. Собрание кредиторов будет направлять в одну из них требования к кандидатуре. Данная СРО должна направить в суд 3 кандидатов. При этом каждая из сторон процесса в праве выступить с отводом одной из кандидатур. То есть фактически осталось из трех зол лишь выбрать меньшее.
В целом новый законопроект в части регистрации, страхования и назначения управляющих сводится лишь к одной очевидной мысли. Зарегистрироваться арбитражным управляющим и в дальнейшем осуществлять свою деятельность в этом качестве сможет лишь тот человек, в которого кто-то вложит не менее 4 млн. руб. Соответственно стоимость СРО будет не менее 400 млн. руб. Очевидно, что стать управляющим может лишь тот, за кем стоит корпорация далеко не средней руки, иными словами, олигарх. Такая ситуация приведет к тому, что в России будет существовать несколько СРО, которые будут представлять интересы ряда крупных олигархов, и, соответственно, именно эти олигархи получат полный контроль над процедурой банкротства. А средний бизнес как банкротили, так и будут банкротить. Только уже более законно.