Не так давно Минприроды выступило с инициативой принятия нового Кодекса о недрах, который сейчас и разрабатывается в кабинетах министерства. Сегодня чиновники говорят, что новый кодекс лишь заменит десяток федеральных законов и нормативно-правовых актов, регулирующих недропользование в России и никаких революционных изменений в этой сфере не произойдет. Вполне вероятно, что они слегка кривят душой.
Замминистра природы Владимир Энгельсберген заявил, что готовящийся Кодекс разработан специалистами Минприроды при участии основных компаний-недропользователей: "ЛУКойла", ЮКОСа, ТНК, "Славнефти", "Норникеля" и других. Кодекс будет регулировать вопросы лицензирования на недропользование. Тут возможны разные подходы, например, вариант соглашения о разделе продукции (хотя у этого способа есть ожесточенные критики). Новый кодекс уже не предполагает кардинальных изменений и будет внесен на рассмотрение правительства до 1 октября. Тем самым г-н Энгельсберген попытался опровергнуть тревожные слухи о том, что правительство с подачи администрации президента пытается якобы отнять лицензии у олигархов и национализировать уже добытые из земли ресурсы.
Однако у этих слухов есть реальные основания. Так, согласно пояснительной записке, подготовленной для президента комиссией Дмитрия Козака, одним из основных пунктов новой концепции является предложение изменить структуру собственности на добытые полезные ископаемые. "Добытые полезные ископаемые должны оставаться в федеральной собственности, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в собственности субъектов РФ", - говорится в записке (к общераспространенным полезным ископаемым авторы предлагают отнести песок, глину, гальку, мел, кварцит и т.д.). То есть, предполагается, что не только сами недра, но и добытые ископаемые станут государственной собственностью. Предполагается также, что нынешние лицензии на использование у компаний могут быть отозваны, а работать им предстоит по договорам концессии.
Большинство крупных бизнесменов сразу после появления первой официальной информации о новом Кодексе заговорили о "национализации" и принялись пугать государство оттоком инвестиций и массовым бегством капитала. В таком роде, в частности, выступил президент "Лукойла" Вагит Алекперов. Комментарий другого российского олигарха Михаила Ходорковского был более сдержанным. Он нашел неэффективными предложения создать систему разведки и разработки новых месторождений методом подряда, при которой государство будет выступать в качестве заказчика. Ходорковский назвал "заведомо криминальными" предложения о разработке большинства новых месторождений на условиях соглашений о разделе продукции. "Любая схема без равных условий для всех участников рынка является заведомо криминальной, и СРП здесь не исключение. Мы помним прецеденты начала 1990-х годов - они все приводили к взяточничеству", - сказал он.
Видимо, с момента публикации первой информации о разработке Кодекса, олигархам удалось отстоять часть своих позиций. Ходорковский, например, получил заверения со стороны замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, что новая концепция системы недропользования в России не предусматривает пересмотра действующих соглашений на право пользования недрами.
Пошли на попятный и официальные лица. Например, замминистра природных ресурсов, руководитель Государственной службы контроля в сфере природопользования и экологической безопасности Александр Поволоцкий заявил, что "одними лишь поправками в закон проблемы не решишь". Нельзя просто так отобрать лицензии и заключить с недропользователями договора концессии.
Похоже, правительство действует по принципу «наезд-откат». Сначала появляется информация о полной национализации полезных ископаемых, а после негативных откликов большинства крупных олигархов, которые наверняка были подкреплены серьезной закулисной борьбой, официальные лица дают заверения, что новый Кодекс является лишь дополнением к уже имеющемуся порядку лицензирования, и никаких существенных изменений его принятие не повлечет.
Каким будет новый Кодекс о недрах и какая доля будет отведена договорам концессий - пока неясно. Удастся ли государству национализировать недра, или нефтяные компании смогут отстоять свои позиции, покажет время. Очевидно лишь, что от нынешнего варианта, предполагающего получение лицензии, отказаться так просто не получится. Ведь отказ от общепринятого принципа, когда добытая нефть находится в собственности компании-оператора, действительно может вызвать те самые последствия, которыми пугали олигархи - масштабный кризис российской нефтяной отрасли и колоссальный отток инвестиций из нефтяного сектора. И государство, стращающее компании национализацией, не может не понимать этого.