GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Вся Россия - наш монастырь

Православная церковь вступила в полемику с Чеховым

 22 июля председатель комитета Российского Сената по землеустроению и людеокормлению Иоанн Стариков заявил о необходимости восстановления собственности Русской Православной Церкви на отнятые у неё земельные угодья. Это речение государственного мужа стало зачином целой пиар-кампании, отдача от которой тем больше, чем меньше в отпускное время тем, коими можно заполнить полосы газетные. И служители престола и служители алтаря уже сообщили своё суждение, сводящееся к формуле: «вопрос, конечно, интересный, но все не так просто». И вот 30 июля состоялась встреча патриарха Алексия II с двумя мужами совета — не только Иоанном Стариковым, но и с Валерием Гореглядом, вице-спикером Совета Федерации. Не надо было быть прозорливцем, чтобы предсказать итог встречи: «вопрос интересный, но всё не просто, нужна дальнейшая проработка» — будет принят закон о статусе используемых сейчас Церковью земель, работать будут над ним совместно с Патриархом, всех земель не отдадут, но вопрос на повестку дня поставят. Суть ведь не во встречах, которые служат только поводом информационным для дальнейшего возгревания пиаровской кампании и для того, чтобы держать вопрос «на повестке».

Итак, во главу угла в этом деле надобно ставить не конкретные шаги, а саму атмосферу обсуждения вопроса о «реституции», ради какового обсуждения и следовало осуществлять громкие сенаторские инициативы. Вопрос с церковными землями исторически очень сложный — из-за этих земель на Западе устраивались расколы, войны и реформации, у нас ломали через колено церковный строй и церковных людей, пролито было немало крови, пота и слез, так что к теме следовало бы подходить предельно деликатно.  Наделять Православную Церковь земельными владениями начал еще святой креститель Руси князь Владимир, а его наследники и их приближенные — все, кто владел сколько-нибудь значительными земельными наделами, подхватили богоугодный почин — пожертвованная монастырю земля была верной гарантией постоянных молений о душе усопшего благодетеля. С другой стороны, монастырское хозяйство было исключительно эффективным и хорошо организованным — именно монашескому труду был обязан своим освоением русский ближний Север. Однако земля - это ценность, в средневековье — абсолютная, в наше время — серьезная и ощутимая. Государство, желавшее быть сувереном в своей стране, наталкивалось на тот факт, что церковные земли, хотя они не имеют психологического статуса частной собственности и предназначены для общественной пользы, не находятся в его (государства) распоряжении, не могут быть розданы любимым царским фаворитам, проданы за долги или на военные нужды и вообще создают для Церкви ситуацию «государства в государстве». Начинаются попытки отъема церковной земли. Сперва — идеологическим путем, с помощью церковного движения нестяжателей, отказывавших Церкви в праве иметь имущество, но встретивших энергичную оппозицию в лице преподобного Иосифа Волоцкого. Затем более прямо, со ссылкой на государственную необходимость, при помощи учрежденного при царе Алексее Михайловиче «монастырского приказа», борьба против которого была одной из действительных пружин в падении знаменитого патриарха Никона (Никон пострадал сам, но добился временного устранения приказа). Петр I перевел церковные земли под государственную опеку, назначив Церкви постоянное государственное содержание, а Екатерина II осуществила полную секуляризацию церковных земель, переступив через протестовавшего против этого митрополита Ростовского Арсения Мацеевича. Те три миллиона га дореволюционных земель — это оставшийся Церкви после секуляризационных пертурбаций жалкий приусадебный участок, обобранный большевиками и примкнувшими к ним крестьянами заодно с действительно лакомым кусом помещичьих земель.

Почему вдруг возникла идея вернуть — не все, как указывают инициаторы, но хоть что-нибудь? Аргументация, как и в случае с секуляризацией, чисто прагматическая. Дело не в том, что награбленное хорошо бы возвращать (при массовых исторических катаклизмах вопросы возвращения награбленного никогда не решаются просто, и здесь понятно, что если вести речь о реституции в прямом смысле, то скоро не будет отбою и от светских частных собственников). Дело и не в надежде государства и его отдельных служителей на то, что в монастырях до кончины мира будут молиться и жечь свечи за благодетелей. Дело, по словам Старикова, в том, что «аграрно-продовольственный комплекс, получивший новый импульс с принятием закона "Об обороте сельхозземель", нуждается в таком традиционно эффективном собственнике и хозяйствующем субъекте, как Русская православная церковь», а «с точки зрения государства такой шаг, как возвращение конфискованных земель церкви, позволит сохранить значительную часть земельного фонда страны от незаконной распродажи и неэффективного использования, а также создать в сельской местности центры экономической и политической стабильности». Другими словами, сенатор лелеет надежду на то, что нынешние наследники преподобных Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского благоукрасят землю, которую в противном случае расхитили бы растратчики и проела бы приватизационная моль, да заодно еще и сельское хозяйство поднимут на новую высоту, благо известно, что древний монастырь был в смысле эффективности единственной альтернативой помещичьей усадьбе, далеко превосходя любые крестьянские хозяйства.

Идея достойная, консервативная, и, несмотря на привкус некоторого утилитаризма, вполне заслуживающая внимания. И в самом деле — «одухотворение» земли клерикализацией и принцип «вся Россия – наш монастырь» могли бы стать не худшей основой для восстановления народного хозяйства. Но вот готова ли сама Церковь к подобному развороту событий? Нынешняя РПЦ более кажется консервативным институтом со стороны, чем является им изнутри. Структура современного церковного хозяйства вполне соответствует принципам акульего бизнеса, а взгляды церковных сановников весьма далеки и от «нестяжательства», и от «осифлянства», и вообще от какой-либо романтики. Не случайно на встрече с сенаторами Патриарх попенял им на то, что вокруг серьезного дела подняли слишком много шума, и общественное обсуждение стало слишком широким — мол, серьезные дела так не делаются. Да и достигнутые  на встрече результаты не обнадеживают консервативного романтика — РПЦ готова взять только то, чем сама считает себя способной «эффективно распорядиться», то есть только земли, из которых можно извлечь доход, вложив минимальные средства. Никакого подвига — голый прагматический расчет. Собрат Старикова по собеседованиям с Патриархом — Валерий Горегляд значительно лучше понял логику Патриарха, заявив, что сомневается в том, будет ли Церковь эффективным хозяйственником, и видит цель инициативы в другом — помочь Православной Церкви выиграть соревнование с пришедшими в Россию богатыми иностранными конфессиями (такими как Католичество, с которым у РПЦ развернулась нешуточная война). Фактически речь о том, чтобы «подбросить деньжат» Церкви не непосредственным трансфертом, а натурой, предоставив РПЦ самой заботы по утилизации сельхозугодий.

Сама РПЦ заинтересована именно в такой формуле, укладывающейся в общую стратегию действий её иерархов в последнее десятилетие. РПЦ не настаивает всерьез на возвращении былых прав и преимуществ — ни государственного статуса, ни привилегий, ни особых прав, ни, тем более, всего разграбленного имущества. Церковные иерархи постоянно указывают на то, что это «невозможно» и «не нужно», однако тема «реституции» всплывает с большой регулярностью. Фактически речь идет о тонком, дипломатичном и деликатном шантаже общества и государства: «мы не требуем всего (а вы нам много чего должны), но давайте вы отдадите нам минимум (в который входит все наиболее доходное и «эффективное»)».

Нельзя не признать эту игру, в рамках которой, скорее всего, и затеяна нынешняя кампания по возвращению земель, психологически безупречной. Смущает только то, что ведет ее Церковь. Общество, ожидающее от нее подвига, может испытать разочарование,  ища подвижника и наталкиваясь на менеджера.


Источник: iUkraine.ru
30.07.2002
Егор Холмогоров

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера