Экспортная пошлина на мазут будет повышена с 10 до 20 евро за тонну. Такое решение приняла в среду правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике. Параллельно была отклонена инициатива Минэнерго, которое настаивало на ведении заданий для поставки мазута на внутренний рынок (балансовых заданий). Новая ставка вступит в силу через месяц после официального опубликования соответствующего постановления правительства, то есть, ориентировочно, в середине сентября.
В прошлом году для подготовки к отопительному сезону пошлины на мазут тоже выросли (ровно настолько же, насколько и сейчас), однако повышение пошлин тогда не исключало введения балансовых заданий. Эти два метода госрегулирования действовали одновременно, дополняя друг друга. И только за счет этого достаточно жесткого симбиоза удалось благополучно пройти зимний период, благо зима выдалась не из самых морозных. Что же вынудило правительство отказаться от практики введения балансовых заданий? Может быть, в стране такое перепроизводство мазута, что нужды в балансовых заданиях пока нет? Или его уже столько накопилось в заводских резервуарах или на предприятих РАО "ЕЭС России" и местных кательных, что больше и не надо? Попробуем разобраться в ситуации и предположить, что может ожидать нас грядущей зимой.
Сразу оговоримся, речь идет только о так называемом топочном мазуте, предназначенным для котельных и электростанций. Так вот, "ресурсная база" мазута складывается в основном из запасов на нефтеперерабатывающих заводах и у потребителей, а также из предполагаемых объемов поставки этого топлива внутрь станы. Объем поставок на внутренний рынок прямо пропорционален тому, сколько мазута остается в стране после того, как какая-то его часть будет вывезена на экспорт. Попробуем по порядку разобраться, сколько сейчас этого стратегически важного ресурса есть в наличие внутри страны, сколько вывозится и насколько критична ситуация с подготовкой к будущему отопительному периоду.
Так вот, как показывают цифры, в течение этого года нефтяные компании существенно нарастили объемы экспорта мазута (см. рис. 1). На сегодняшний день на экспорт фактически идет более 70% всего производимого в России мазута, а на внутренний рынок - лишь 30%, из которых основным федеральным потребителям - ЖКХ и РАО «ЕЭС России» достаются лишь крохи. В прошлом году в летние месяцы экспорт мазута составлял около 50% от производства, и, несмотря на это, для успешного прохождения зимы правительство было вынуждено повысить пошлины и применить и балансовые задания.

Может быть, у нас так много мазута, что лишнего не жалко? Ситуация прямо противоположная. Запасы мазута сегодня стремительно сокращаются, и это сокращение столь же стремительно откидывает нас к уровню 1997 г., когда зимой «замерзали» и сидели без света целые регионы (см. рис. 2). Так сегодня запасы топочного мазута на НПЗ России составляют лишь 350 тыс. тонн. Это практически лишь столько, сколько только РАО «ЕЭС» (без всяких там котельных и других предприятий ЖКХ) нужно для работы в течение двух суток.

Дефицит ресурса привел к резкому росту цен на мазут. Если зимой благодаря действию балансовых заданий цены упали до полутора тысяч рублей, то к лету они выросли более чем в два раза. А ведь надо учитывать, что зимой мазут нужнее, и, соответственно, предпосылок для будущего снижения цен нет. Рост цен вынудил РАО «ЕЭС России» существенно сократить свои закупки, потому как у продающего электроэнергию по заниженным ценам гиганта денег на закупку топлива просто нет (см. рис. 3).

В целом ситуация на сегодняшний момент следующая: весь российский мазут идет за рубеж, и на внутреннем рынке его почти не осталось, все накопленные на российских НПЗ запасы также ушли за границу, а рост цен на мазут создает такую ситуацию, что даже из тех крох, которые остаются в стране, потенциальные потребители, такие как РАО «ЕЭС России» и ЖКХ, купить ничего не могут.
Что же в такой ситуации делает Минэнерго, на которое возложены функции контроля рынка нефтепродуктов? Пока лишь пытается пустить пыль в глаза, оправдывая необоснованно раздутый экспорт существенным ростом производства. Однако министерство совсем не трудно уличить во лжи. Если сравнить прирост производства и экспорта с января месяца (см. рис. 4), ясно видно, что экспорт вырос в среднем на 600-700 тыс. тонн в месяц, в то время как производство лишь на 100-150. Так за первое полугодие этого года мазута было произведено на 1 млн. тонн больше, чем в прошлом, а вот вывезено было больше аж на 4 млн. тонн. То есть внутри страны топлива было продано на 3 млн. тонн меньше, чем в прошлом году.

Возникает вопрос, почему же правительство все-таки отклонило одну из немногих нужных и правильных инициатив Минэнерго. Видимо, за последнее время министерство уже настолько себя дискредитировало, что даже нужные вещи из его уст выглядят абсолютной глупостью.
Сегодняшняя ситуация, к сожалению, уже почти неразрешима. Практика показывает, что ввод балансовых заданий позволяет существенно увеличить объемы покупки мазута внутри страны и снизить внутренние цены лишь через месяц после введения. Так как, согласно принятому решению, в августе задания введены не будут, то, соответственно, нормализовать ситуацию с поставками топлива на электростанции и котельные правительство сможет не ранее ноября, когда отопительный сезон уже будет в самом разгаре. Да и это – самый оптимистичный вариант развития событий, который может быть реализован, только если задания с сентября все-таки будут введены, о чем пока разговора нет.