Высший хозяйственный суд Белоруссии (ВХС) отменил регистрацию частного производственного унитарного предприятия (ЧПУП) "Запад-Транснефтепродукт", которое входит в состав российской госкомпании "Транснефтепродукт" (ТНП) и которому принадлежит вся система магистральных нефтепродуктопроводов Белоруссии. Это решение - первый шаг к национализации российской госсобственности, находящейся в Белоруссии.
В отличие от системы нефтепроводов бывшего СССР, всесоюзная сеть трубопроводов по транспортировке горючего (нефтепродуктопроводов) не была разделена между вошедшими в СНГ странами. Произошло это потому, что при распаде СССР бывшие республики подписали Бишкекское соглашение о регулировании собственности, по которому имущество союзного ведения относилось к республике, на территории которой оно находилось, а собственность, приписанная к республиканским министерствам и ведомствам, оставалась за теми республиками, к которым она была приписана. Все нефтепродуктопроводы в СССР находились в ведении правительства РСФСР, поэтому и стали российской собственностью. Однако соглашение предписывало оформить новые отношения протоколами об использовании собственности на территории сопредельных государств. Необходимые для этого документы Минимущество России направило еще в феврале 1998 года, "но на них ответа так и не поступало". В то время как белорусская сторона основывает свой иск именно на отсутствии оформленного "правового статуса". Белорусские власти последовательно мстят Кремлю за похолодание в отношениях двух стран, наказывая российский бизнес.
Через Белоруссию идут практически все экспортные ветки российского продуктопровода, по которым наш бензин и дизтопливо поставляются на Украину и в Вентсписский порт, а далее - в Европу. Общая протяженность белорусских участков ТНП превышает 1100 км. В прошлом году по ним было прокачано 5 млн.т. бензина, дизтоплива и керосина. В 2002-2005 годах Россия предполагала провести существенную реконструкцию белорусской нефтепродуктопроводной системы.
В случае, если Белоруссии удастся национализировать российские нефтепродуктопроводы, Россия потеряет не только в деньгах. Весь наш экспорт бензина, дизтоплива и керосина фактически окажется под контролем Белоруссии, и кто гарантирует, что она не последует уже ставшему легендарным примеру Украины, так любящей присваивать российский газ? Фактически на российском окне в Европу, прорубленном для нашего нефтяного сектора в 1992 году, появятся тяжелые и глухие ставни, которые будет приоткрываться исключительно по усмотрению “братской” республики.
Ситуация осложняется еще и тем, что ставит под сомнение основной принцип Бишкекского соглашения, по которому России в странах СНГ принадлежит огромное количество различного имущества. Ведь если Белоруссии удастся присвоить то российское имущество, которое принадлежит нам по Бишкекскому соглашению, кто даст гарантии, что ее примеру не последуют Казахстан, Украина и другие бывшие советские республики? А это уже не 30 млн. долларов ежегодно, которые мы можем потерять при национализации нефтепродуктопровода – тут счет пойдет уже на миллиарды.
Возможно, на предстоящей в ближайшие дни встрече президентов Белоруссии и России этот вопрос не будет оставлен в стороне, и Путин сумеет настоять на соблюдении российских интересов. Однако, ситуации подобного рода будут повторяться до тех пор, пока мы наконец не научимся относится к нашим бывшим братским республикам (включая и самую братскую из них - Белоруссию) как к иностранным государствам и защищать свои интересы и свое имущество исходя не из общих интересов постоветского братства, а в соответствии с современными государственными интересами России. Время обнимать, и время уклоняться от объятий. Тем более, когда братские руки при любом удобном случае норовят залезть в карман или ударить в спину.