Совет безопасности РФ подготовил доклад о противодействии политике двойных стандартов в отношении России. Один из разделов доклада посвящен проблеме дискриминации российского бизнеса за рубежом. Особое внимание авторы уделили конфликту между французским банком Credit Agricole Indosuez (CAI) и российским Национальным резервным банком (НРБ).
Конфликт начался в 1999 году, когда НРБ, обескровленный валютным кризисом 1998 года, не смог выплатить около 100 миллионов долларов по форвардным контрактам, заключенным с CAI. С тех пор банки неоднократно судились по всему миру, причем вердикты судов часто противоречили друг другу. В настоящее время по искам CAI арестованы активы НРБ в зарубежных банках на сумму 240 млн. долларов.
Эксперты Минфина, МВД, ФСНП и Думы, изучившие суть вопроса, пришли к выводу, что данный конфликт изначально являлся не спором двух хозяйствующих субъектов, а частью спланированной кампании по международной дискредитации российского бизнеса.
Ни CAI, ни правительство Франции не обращают внимания на предложения российской стороны, касающиеся урегулирования конфликта. Официальная Франция делает вид, что ее пытаются втянуть в обычный коммерческий спор и на этом основании отказывается в нем участвовать. Между тем просьбы касались снятия ареста с активов НРБ, превышающих сумму иска CAI, а также уважения к решениям российского суда. Российская сторона возмущена тем, что игнорируется решение российского суда, имеющее международную силу, а применяется сомнительное с юридической точки зрения решение суда США.
Дело в том, что американский суд при рассмотрении иска CAI нарушил важный юридический принцип – в России рассмотрение этого дела началось раньше, а одно и то же дело не может рассматриваться одновременно в двух юрисдикциях. Возможно, американский суд принимал свое решение на волне истерии вокруг скандала с Bank of New York. Россию обвиняли во всех смертных грехах – от отмывания денег до подрыва основ экономики США. Как говорится, ложки-то тогда нашли, но неприятный осадок остался.
С целью устранения правовой коллизии НРБ намерен добиваться пересмотра решения американского суда на основании вновь открывшихся обстоятельств. МВД России в ходе расследования уголовного дела по сделкам между НРБ и CAI пришло к выводу, что документы по ряду сделок между банками были подделаны в результате сговора между бывшими сотрудниками НРБ и CAI.
НРБ также пытается побить своего противника его же оружием. Российский банк изучает возможность ареста платежей, которые CAI получает из России, и списания средств со счетов CAI в тех странах, которые заключили с нами соглашение о взаимном признании исполнительных листов. По неофициальной информации, НРБ рассматривает возможность скупки долгов аргентинских филиалов CAI, что даст ему возможность возбудить еще один иск.
Иски к CAI по обвинению в различных финансовых махинациях также собираются возбудить АРКО, Налоговая полиция, а также ряд других государственных и коммерческих организаций России и Украины. Обнародование информации о махинациях CAI могут инициировать следственные действия и сопутствующие им иски в отношении CAI в США и Франции. Несколько американских и английских фирм, которые являются акционерами CAI, уже готовы подать иски, обвиняя банк в том, что его действия наносят ущерб акционерам. Совокупная сумма этих исков оценивается в 2-3 млрд. долларов, а общий ущерб CAI может достичь десятков миллиардов долларов.
Однако конфликтом между НРБ и CAI «наезды» на Россию не ограничиваются. CAI по странному стечению обстоятельств является основным кредитором скандально известной швейцарской фирмы Noga. Эта фирма уже многие годы ведет судебные тяжбы с российским правительством, пытаясь наложить лапу на российские счета и имущество за рубежом.
По требованию Noga арестовывали счета российских представительств во Франции, парусник «Седов», экспонаты на авиасалоне Ле Бурже. Из-за возможного ареста пришлось отменить полет российских самолетов в честь 60-летия перелета Чкалова через Северный Полюс. По той же причине под угрозой срыва находится участие России в авиасалоне Фарнборо-2002.
Где логический конец этой затянувшейся истории? Почему Россия позволяет обращаться с собой, как с заштатной банановой республикой? Если требования Noga справедливы, следует признать долг и выплатить положенное, в противном случае – дать решительный отпор незаконным притязаниям так, чтобы раз и навсегда отбить охоту к подобным демаршам у скандальных швейцарцев и их последователей.
Катастрофа российского ТУ-154 в Альпах – случай из той же серии. Первая реакция швейцарской стороны отразила традиционное представление европейцев о русских, как об идиотах, не умеющих водить самолеты, плохо говорящих по-английски и не прислушивающихся к советам профессионалов. Расследование же выявило прямо противоположную картину: преступное разгильдяйство швейцарских авиадиспетчеров, отвечающих за высшую европейскую ценность - жизнь людей - в самом центре свихнувшейся на гуманистических ценностях Европы. Впрочем, что говорить о швейцарцах, когда кругом обязанная России Украина, сбив наш самолет, делает вид, что это вполне в порядке вещей?
После окончательного признания вины швейцарской авиадиспетчерской службы, России следует вчинить иск Skyguide, соответствующий масштабу вины, и безоговорочно требовать его удовлетворения, а в случае уверток арестовывать швейцарскую собственность по всему миру. Только так Россия сможет научить других относиться к себе с уважением. Хватит ли на это смелости, умения и упорства? Пример НРБ показывает, что надежда есть.
Источник: iUkraine.ru