Как стало известно сегодня, власти Швейцарии официально подали заявку на вступление в Организацию объединенных наций. И хотя вопрос будет еще рассматриваться в Совете Безопасности и на Генеральной ассамблее в сентябре, ясно, что это только формальность. Теперь, когда вместе с недавно народившимся Тимором, Швейцарская конфедерация займет свое место в знаменитом нью-йоркском зале, лишь Ватикан останется за пределами поистине универсальной организации.
Комментируя эту новость, многие СМИ объявили о конце швейцарского нейтралитета, эталонность которого может сравниться лишь с часами той же национальности. На самом деле, речь все же не идет о присоединении к военному блоку. Оставаться вне деятельности организации планетарного масштаба как-то даже неловко. Это уже не нейтралитет, а вызов здравому смыслу. Как известно, Швейцария является вторым после США центром деятельности Объединенных наций. Там уютно разместились многочисленные структуры ООН, благодаря чему толпы международных чиновников с завидной регулярностью оставляют на берегах Женевского озера изрядные суммы денег, способствуя укреплению легендарного швейцарского благополучия.
Кстати, прошедший весной референдум о присоединении к ООН закончился победой сторонников такого решения лишь незначительным большинством голосов. Консервативные германоязычные кантоны отнюдь не приветствовали перспективу «бесполезных», с точки зрения их жителей, взносов в ооновский котел. Теперь, надо думать, в Секретариате ООН уже потирают руки в предвкушении пополнения казны, страдающей от непостоянства таких плательщиков, как, например, США. Недаром Кофи Аннан сегодня заявил, что давно ждал этого момента, и его можно понять: богатая и стабильная Швейцария приятно разнообразит список стран-членов ООН.
Впрочем, в известном смысле, швейцарский нейтралитет ущемлен. Коалиция во главе с США сделала ООН центром международных институтов, борющихся с терроризмом. Оставаться вне ООН в этих условиях было бы, мягко говоря, неосмотрительно. Подобная демонстрация нейтралитета могла быть неправильно расценена в Вашингтоне, где уже давно намекали швейцарским властям на необходимость повнимательнее присмотреться к финансовым операциям на их территории. После взрывов в Нью-Йорке банковская тайна перестала быть священной коровой цивилизации, а страна банков потеряла свое особое положение и сакральный статус. Больше охранять было нечего. И Швейцарии не оставалось ничего иного, как вступить в ООН. Согласно популярному ныне трюизму, «мир после 11 сентября изменился». И если считать ООН организацией, ведущей войну с терроризмом, то присоединение Швейцарии к воюющей стороне при желании можно расценить как прощание с почти двухсотлетней традицией.
Источник: iUkraine.ru