Сегодня Совет Федерации одобрил изменения в Налоговом кодексе, упрощающие систему налогообложения малого бизнеса. С 1 января 2003 года вступят в действие две новые главы Кодекса, разрешающие переход на упрощенную систему налогообложения предприятий и индивидуальных предпринимателей, чья годовая выручка не превышает 15 млн. рублей, а число работников - 100 человек.
Упрощенная система налогообложения предусматривает замену пяти действующих налогов - на прибыль, на имущество, с продаж, единого социального налога и НДС - одним. Ставка налога, если объектом налогообложения является доход, будет равна 6%, а если доход, уменьшенный на величину расходов, - 15%. Взносы на обязательное пенсионное страхование сохраняются, но их сумма или ее часть будет вычитаться из суммы налога, которая подлежит уплате малым предприятием.
Льготное налогообложение для малого бизнеса – вещь не просто полезная, а необходимая. Уже во всем мире поняли, что низкие налоги обеспечивают низкую «стоимость вхождения» на рынок для новых игроков. Начав с малого и успешно пройдя этап «раскрутки», малый бизнес может затем перерасти в большой, даже транснациональный. Вчерашний ларечник завтра может открыть сеть гастрономов, фирма по изготовлению визиток и бланков - превратиться в полиграфический комбинат, фермерское хозяйство – в агропромышленный холдинг.
Примеров таких метаморфоз достаточно: корпорация-монополист Microsoft, если верить легенде, начиналась с одного компьютера, установленного в личном гараже. Что, если бы молодому бизнесу Билла Гейтса пришлось столкнуться с российской налоговой системой? Скорее всего, он так и остался бы ничем не примечательным клерком из американской глубинки.
Как бы ни были прекрасны меры по поддержке малого бизнеса, существует опасность, что льготами будут пользоваться не только те, кому они предназначены. Кто помешает крупной компании, например, нефтеэкспортеру, создать вокруг себя несколько «малых бизнесов» и проводить через них свои экспортные операции? Тем более, что аналогичная схема уже успешно работала, только использовались для нее не малые предприятия, а предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ).
Очевидно, что крупный бизнес снова воспользуется возможностью платить меньше налогов. Также очевидно, что правительство будет этому противодействовать – сужать понятие «малый бизнес», проверять соответствие формы содержанию и т.д., и т.п. В результате все может вернуться на круги своя, и малый бизнес снова потеряет все свои преимущества.
Кроме того, высокие налоги - не единственная проблема малого бизнеса. Куда больше неприятностей причиняет ему кипа нормативных документов, регулирующих сферу предпринимательства, бесконечные проверки и связанные с ними поборы. Принятые раньше упрощенные правила регистрации (принцип «одного окна») снимают эти проблемы лишь частично. Правительству следует оградить малый бизнес, да и вообще граждан России от чрезмерного внимания представителей пожарных, санитарных, торговых, административных и прочих инспекций, которые все до одной рыскают в поисках добычи.
Проще говоря, для малого бизнеса должны быть созданы максимально простые, понятные и естественные условия работы, когда предприниматель сможет тратить большую часть своего времени собственно на предпринимательство. Сейчас же, если следовать букве даже нового прогрессивного закона (инспекции ведь никто не отменял!), его главным делом остается доказательство того, что он имеет право заниматься своим делом.
Источник: iUkraine.ru