На недавней встрече глав государств Центральной Азии наряду с большим блоком экономических вопросов обсуждались и некоторые военно-стратегические, связанные с войной в Афганистане и борьбой с международным терроризмом. Для внешней политики России данный вопрос вовсе не дежурный. Пристальное внимание к республикам Центральной Азии, которое Россия проявляет в течение последнего месяца, непосредственно связано с изменившейся после 11 сентября ситуацией в регионе.
Контекстом визита президента Путина является усиление военного присутствия России в Центральной Азии. В середине июня министр иностранных дел России Сергей Иванов заявил, что государства - участники Договора о коллективной безопасности - Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан - намерены расширять сотрудничество в военной области и Россия отнюдь не собирается уходить из Центральной Азии: договор об аренде земельных участков под две военные базы России - полигон "Озеро" на берегу Иссык-Куля и узел связи ВМФ под Бишкеком - был продлен еще на 15 лет. Более того, как пишет "Независимая газета" от 4 июля, в ходе недавнего визита в Бишкек министров обороны стран СНГ было принято решение о размещении рядом с Бишкеком на военном аэродроме “Кант” формирования Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), основу которых составляют российские войска. Этот воинский контингент предположительно должен быть использован для проведения спецопераций в случае вылазок террористических групп с Юга в государства Центральноазиатского региона. Точнее было бы сказать, что создается форпост для прикрытия южных рубежей СНГ, а кроме того демонстрируется, что Россия не намерена “дарить” Киргизию Соединенным Штатам, для которых последняя является плацдармом как для поддержки операции в Афганистане, так и дальнейшего проникновения в Центральную Азию.
Таким образом, в настоящее время свои военные базы в Киргизии имеют и Соединенные Штаты и Россия. В главном аэропорту республики "Манас" прочно обосновались американцы. Так же прочно обосновались они и в Узбекистане, где создана крупная американская авиабаза в Ханабаде и Тузеле. США не раз заявляли, что в ближайшее время не собираются выводить оттуда войска, Россия же настаивает на том, что американское военное присутствие допустимо только на период проведения антитеррористической операции в Афганистане. Между тем никаких официальных договоренностей относительно сроков пребывания американских военных на территории Узбекистана и Киргизии нет. Ни Узбекистан, ни Киргизия не оговаривали сроки пребывания американских военных в своих странах, а президент Узбекистана Ислам Каримов заявил в начале нынешней зимы, что “Центральноазиатские государства самостоятельно решат, как долго американские солдаты могут находиться на их территории”. Лидеры Центральноазиатских республик, конечно, могут иметь свое мнение, но вопросы эти решать будут не только они. Имперские амбиции Америки очевидны и без дополнительных заявлений. А то, что Россия вовсе не собирается уходить из региона, в последние месяцы стало если не очевидно, то более чем вероятно.
Впустив однажды Америку в свой дом – из желания ли получить дивиденды от статуса государства, способствующего борьбе с международным терроризмом, из стремления ли получить аргумент против расширения российского влияния – Центральная Азия имела время понять, что “нет ничего более постоянного, чем временное”, и им уготовлена судьба форпостов США на Среднем Востоке. Осознание этого факта заставило наших азиатских партнеров по СНГ срочно озаботиться проблемами усиления военного сотрудничества с Россией: Киргизию – в рамках договора о коллективной безопасности, Узбекистан пока на двусторонней основе. А поскольку ни Россия, ни Америка ослаблять своего внимания к Центральной Азии не собираются, Киргизия и Узбекистан могут оказаться “яблоком раздора”.
На первый взгляд эта позиция кажется привлекательной, поскольку якобы дает возможность для маневра, для игры на противоречиях, однако реально внешнеполитический субъект, оказавшийся предметом конфронтации “мировых держав”, рискует потерять всякие остатки своей независимости. Тем более сегодня, когда Америка открыто провозглашает, что в своей внешней политике она ориентируется только на свои национальные интересы. Для России же сдать свои позиции в Центральной Азии невозможно по многим причинам, среди которых не только конкретные экономические и военно-политические интересы (о чем разговор отдельный), но и, что, возможно, самое главное, - интересы, которые можно назвать символическими. Потеряв Центральную Азию, Россия может одновременно потерять и статус “мировой державы”.
Можно, конечно, говорить о том, что “интеллигентное” поведение России в предыдущие месяцы было недальновидным, что теперь уже не отыграешь назад и не изгонишь навязчивых янки из региона, и т.д. Сложность ситуации, однако, не укладывается ни в старые схемы противостояния, ни в старые геополитические схемы. Россия - часть Западного мира, к добру это или к худу, но именно эта позиция лежит в основе российской внешней политики последних лет (особенно последнего года). Однако это не означает, что у России нет своих национальных интересов, в том числе и в Центральноазиатском регионе.
Источник: iUkraine.ru