ФЭП - одна из структур, созданных под те модели информационного бизнеса, которые были в ходу в девяностые: со всеми этими их "откатами", "семьями", "олигархами", "чёрным пиаром" и, в первую и главную очередь, "чёрным налом". Поскольку потоки последнего всё явственней пересыхают, а взаимоотношения, построенные на "надёжных схемах", всё дальше уходят в прошлое, сам этот мифологизированный монстр на авансцене российской политики становится всё более похожим на ископаемое, и его "оптимизация" до нормальных размеров небольшой консалтинговой фирмы в конечном счёте была делом времени.
Когда Страна.ру ещё только создавалась, вокруг неё распускались туманные и таинственные слухи, и от неё ждали очень многого. Руководители ведущих коммерческих интернет-порталов вслух высказывали опасения, что "Страна" может всерьёз нарушить равновесие на рынке интернет-порталов, который тогда ещё только складывался. Однако, когда "Страна" появилась в вебе, она оказалась лишь одним из сайтов новостей, проигрывающим в оперативности, подаче информации и удобстве использования другим крупным новостным е-медиа (Лента.ру, Газета.ру и др.), и никакие "эксклюзивы", даже "с самого верха", с едва ли не ежедневной периодичностью публиковавшиеся на "Стране", не в состоянии были привлечь аудиторию, достаточную для того, чтобы занять лидирующие позиции в этой нише. При этом изначальная ошибка заключалась в самом подходе к интернет-СМИ, выбранном менеджерами ФЭПа: объявив войну т.н. "вторичному контенту" других сетевых СМИ, они пытались создать полномасштабное федеральное информагентство, единственным непосредственным потребителем информации которого был интернет-сайт с посещаемостью в несколько десятков тысяч человек. Как не трудно догадаться, всё это исключало возможность успеха в равной конкурентной борьбе с аналогичными коммерческими проектами, и делало "Страну.ру" и связанные с ней проекты заложниками того самого "непрозрачного" финансирования.
На данный момент само по себе надувание устрашающих и дорогостоящих мыльных пузырей как бизнес становится всё менее рентабельным и всё более рискованным, и решение из него уйти, списав долги и "пассивы" на казну, выглядит логичным и коммерчески оправданным. Особенно с учётом того, что у всех этих крупных проектов далеко не самый эффективный менеджмент, который вряд ли возможно оптимизировать в силу той самой непрозрачности и "семейности" структуры ФЭПа образца второй половины девяностых годов.
Тем не менее, самой главной причиной "слияния" веб-проектов ФЭПа с ВГТРК стало фактическое отпадение надобности в информационной деятельности ФЭПа по политическим "проектам", таким как "проект Путин". Само понятие "проекта Путин" абсолютно не нужно в то время, когда уже довольно давно есть просто Путин безо всякого "проекта". Посему напускание вокруг него конспирологически-метафизического тумана, перманентные виртуальные победы над виртуальными врагами ("государство-2", "Кремль-3" и т.п.) - основная деятельность Павловского после миллениума - выглядят даже несколько смешно.
Возможно, это ещё не конец Павловского как явления в российской политической истории. И, возможно, он еще найдет себя в изменившемся времени. Однако вряд ли Павловский-2 будет хоть сколько-нибудь сопоставим по значению с создателем исчезающего сейчас ФЭПа.
Источник: iUkraine.ru