GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

На религиозной войне как…?

Ватикан и РПЦ высекли друг друга при помощи экуменической риторики

«Мы живем практически в условиях войны» — заявил вчера на церемонии получения митрополичьего паллиума из рук Папы Римского глава российских католиков Тадеуш Кондрусевич. Полномасштабные боевые действия начались, когда Ватикан принял решение о преобразовании католических «апостольских администратур» в полноценные церковные структуры — епархии и об учреждении в России единой католической митрополии. РПЦ сочла этот ход вторжением на свою «каноническую территорию», выступив с исключительно резкими заявлениями, и война началась. На этой войне пока не стреляют и довольно редко прибегают к силовым действиям (хотя отдельные примеры таковых, вроде высылки из России католического епископа Ежи Мазура уже есть), тем большее значение приобретают большие и малые «выстрелы» на пиаровском и полемическом фронте, с регулярностью производимые обеими «воюющими» сторонами.

«Министерство иностранных дел» Московского Патриархата — Отдел внешних церковных связей - выступил в понедельник с наиболее развернутым и подробным изложением позиции православной стороны в этом конфликте — справкой «Католический прозелитизм среди православного населения России». Формально справка адресована главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу, но по сути перед нами «пиаровский» документ. «Пиаровский» образ РПЦ состоит из двух половинок, предназначенных для разных аудиторий. Для внешней, либеральной и экуменичной — это образ обманутой и почти обесчещенной «экуменической жены» Ватикана, которая стала жертвой отступления римо-католиков от курса на сближение христианских церквей, провозглашенного на Втором Ватиканском соборе в 1960-х. Для аудитории внутренней, почвенной и антизападнической — это образ национальной церкви, обороняющейся от агрессивного вторжения иностранных миссионеров, которые не держат русских за христиан.

Смысл позиции, заявленной РПЦ таков: Римо-Католическая Церковь сама признала РПЦ «Церковью-сестрой», что на экуменическом арго означает отсутствие для членов такой церкви необходимости переходить в католичество, чтобы с точки зрения католиков считаться «членами Церкви». Аналогично и православные признают «сестринство» католиков, что выражается в отказе от православного миссионерства на «традиционно-католических» территориях, от назначений епископов на кафедры, дублирующие кафедры католических епископов и т.д. Католики и православные пообещали, что больше не стремятся обратить друг друга в свою веру, поскольку каждая из вер спасительна. Теперь же католики нарушают это обещание.

Конечно, в Ватикане могут возразить, что католики ничего такого не обещали. Для Римского престола экуменизм был и остается более соответствующей «текущему моменту» формой приведения православных  под власть Римского Епископа. Отличие экуменизма от насильственных или добровольно-принудительных «уний» не в сути, а только в большей «продуманности» нынешнего подхода (об этом ярко сказано в послании Иоанна Павла II украинским греко-католикам «Magnum Baptismi Donum» от 14 февраля 1988). Православие воспринимается нынешними католиками  (католики "довтороватиканские" смотрели на него как на раскол-«схизму») не как иное «вероучение», а как  «традиция восточных церквей», прежде всего обрядовая, культовая и т.д. Никакого другого «экуменизма» Ватикан своим партнерам не предлагает, хотя и активно пользуется соответствующей риторикой. Когда надежды 1960-70 гг. на скорое экуменическое слияние православных и католиков не сбылись, Ватикан перешел к более прямому методу перевода «Востока» под спасительную папскую власть, используя весь богатый миссионерский инструментарий.

Нельзя сказать, что католики используют свой инструментарий эффективно — среди многих, иногда душераздирающих, примеров католической миссионерской активности, приводимых в справке, на удивление отсутствуют сообщения о результате этой активности. Католики учили, учили и учили детей по своему катехизису, но остается непонятным — научились ли дети и стали ли они от этого католиками. Экуменическая риторика сковывает и другую сторону. Формально католики не миссионерствуют, и, тем более, не занимаются «прозелитизмом» (то есть переводом православных в католики), а преподают, обучают, знакомят «с Христианством вообще», да и то не православных, а только «агностиков». Боясь открыто утверждать, что они переводят в свою веру русских православных, ибо вера католическая истинна, католики вынуждены делать вид, что проповедуют среди язычников на обезбоженной земле, а православных это не касается, и они могут спасаться в своей церкви.

Теперь уже экуменическая позиция подводит католиков. Представители Русской Православной Церкви кроют их утверждение следующим аргументом: в России многовековая христианская традиция в «православном» изводе, даже русские неверующие — это «православные» неверующие, и обращать их — дело православных. «Сегодня же западные миссионеры, по сути, эксплуатируют удобренную Православием благодатную почву — душу россиянина, отличающуюся доверчивостью и открытостью к Слову Божию». Против такой позиции, подменяющей церковный критерий критерием культурным, можно было бы многое возразить, но не в той логике, которую избрали обе стороны для разговора.

Вынужденные много говорить об «уважении к православной традиции», католики и в самом деле действуют как миссионеры среди населения, которое с их канонической точки зрения должно считаться либо раскольничьим, либо вообще языческим. Православные, защищаясь от иноверческой миссионерской проповеди, вынуждены в качестве аргумента выставлять некое «нарушение этики межхристианского сотрудничества» и ставить себе в заслугу то, что отказались от проповеди Православия целому ряду народов (более консервативные православные церковные группы проповедуют Православие в Западной Европе очень активно).

Язык межрелигиозного экуменического компромисса заставляет обе стороны лгать в той ситуации, которая предельно ясна — каждая из конфессий имеет полное право на ненасильственную миссионерскую проповедь в любом уголке земли, там, где есть хоть один человек, готовый услышать слово Истины. Поскольку полнота Истины, по мнению каждой из конфессий, принадлежит только одной из них, и никто, нигде и никогда не может быть лишен права на эту полноту.


Источник: iUkraine.ru
03.07.2002
Егор Холмогоров

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера