Комитет по финансовому мониторингу намерен существенно расширить свои полномочия. Соответствующий законопроект внесен вчера президентом в Думу.
Согласно этому законопроекту, финансовая разведка наделяется полномочиями по “борьбе с любыми проявлениями финансирования терроризма”. Для этого комитет намерен контролировать любые операции, если одна из сторон будет подозреваться в связях с террористами. Перечень организаций, обязанных предоставлять информацию в комитет, существенно увеличен. Помимо оговоренных ныне действующим законом кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых и лизинговых компаний, почтовой и телеграфной связи и ломбардов такие обязательства возлагаются и на организации, которые занимаются торговлей драгоценными металлами и камнями, игорным бизнесом или управляют инвестиционными и негосударственными пенсионными фондами.
Законопроект вводит ответственность всех перечисленных организаций за непредоставление информации комитету, причем это будет относиться не только к операциям, подлежащим обязательному контролю, но и ко всем подозрительным сделкам, выявляемым в рамках внутреннего контроля. Кредитные организации вправе приостановить подозрительную сделку на два дня и обязаны сразу же сообщить о ней в комитет, а тот, в свою очередь, может приостановить операцию еще на пять дней, если результаты предварительной проверки подтверждают подозрительность сделки.
Непонятна ситуация с банковскими структурами, которым предписано отказать клиенту в открытии счета, если он предоставляет о себе неверные сведения, отказаться от выполнения распоряжений клиента, если он не предоставляет документы, необходимые для фиксирования информации. Подобная постановка вопроса не согласуется с основным интересом банковских структур - привлечением вкладчиков. Четко не определены ни сами сведения, обязательные для предоставления, ни возможность увеличения их количества. Не окажемся ли мы в ситуации, когда без полного предоставления информации о своей коммерческой деятельности, а может быть, и о деятельности ближайших родственников, русский обыватель не сможет открыть банальный банковский счет?
Смысл закона можно свести к тому, что финансовая разведка наделяется правом административного вмешательства, а это уже делает ее статус близким к статусу правоохранительной структуры со всеми вытекающими последствиями.
Общая ситуация в мире сегодня такова, что ради борьбы с терроризмом приходится жертвовать многим. Законопослушный и уважающий права человека Запад ради этого практически отказался от сохранения тайны банковского вклада и высказался за прозрачность и контролируемость денежных потоков. Россия, претендующая на статус страны, активно борющейся с терроризмом, и пытающаяся сделать все для своего исключения из “черных списков”, неизбежно должна была поддержать антитеррористическую политику Запада. Тем более, что подобный законопроект позволит усилить контроль за внутренними банковскими махинациями, нелегальными потоками капиталов внутри страны, часть из которых идет и на финансирование чеченских боевиков.
Вопрос только в том, насколько борьбу с терроризмом целесообразно увязывать с тотальной проверкой коммерческой деятельности практически любых предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность в России. Кто даст гарантии неразглашения той коммерческой информации, которая будет выявлена в ходе проверки “подозрительных сделок”, и кто определит критерии их “подозрительности”? К сожалению, привычка российских правоохранительных органов в спорах между различными промышленными структурами не оставаться беспристрастными известна давно. Не станет ли принятие подобного закона лишь более цивильным, и главное абсолютно законным оформлением уже, к сожалению, привычных “маски-шоу”? Кому жаловаться “простому” российскому промышленнику, “абсолютно чистому” и невиновному, который может понести существенные финансовые потери от практически неаргументированной приостановки сделки и возможного “слива” коммерческой информации о ней?
На общем фоне призыва Путина к возврату капиталов из-за рубежа правительство должно бы задуматься о создании благоприятного инвестиционного климата внутри страны. Пока что действует обратный принцип: “Кушай, Мокушка, кушай. К осени зарежем”. Инвесторы в такой ситуации ставятся перед дилеммой: что лучше - “глотать пыль” за границей или же простаивать в российских судах в надежде вернуть опечатанное по ошибке имущество и замороженные - но уже в России - капиталы.
Источник: iUkraine.ru