Наступило лето, а, значит, спрос на бензин и дизтопливо растет. Регулированием этого рынка занимается Комиссия Правительства по доступу к магистральным трубопроводам и нефтепродуктопроводам под председательством Виктора Христенко, которая в целях стабилизации поставок и цен регулярно устанавливает задания для поставки нефтяными компаниями нефтепродуктов на внутренний рынок в период повышенного спроса и рассматривает вопрос изменения экспортных тарифов на нефтепродукты. С начала этого года наблюдается увеличение экспорта светлых нефтепродуктов, что существенно сказывается на ситуации с обеспечением внутренних потребностей. Говоря попросту, страна испытывает дефицит бензина, вообще топлива. Ситуация становится критической, а регулирующие органы не принимают адекватных мер. Почему?
На заседании Правительственной комиссии 24 апреля поднимался вопрос о введении сезонного задания на поставку дизтоплива и бензина на внутренний рынок. Минэнерго и Минэкономразвития было поручено проработать этот вопрос к следующему заседанию. Однако на этом следующем заседании, которое состоялось 24 мая, мнения министерств разошлись, и было решено перенести вопрос еще на следующее заседание. То есть, говоря по-русски, замотать его. Минэнерго России посчитало ситуацию с обеспечением автобензином и дизельным топливом населения стабильной, в результате к началу пика сезонного спроса на нефтепродукты, автомобилисты почувствовали на себе все прелести переноса заседаний: цены на бензин в июне пошли в гору. Эта ситуация усугубилась в связи с отменой ГТК России своего приказа, разрешавшего экспорт нефтепродуктов только нефтеперерабатывающим компаниям. Бензин стали сплавлять заграницу все кому ни лень, отчего на родине его количество не увеличилось.
Нефтяные компании воспользовались сложившейся ситуацией и в течении апреля нарастили экспорт дизельного топлива с 50% до 65%, а бензина с 10-12% до 15-17% от объемов производства. В мае-июне экспорт светлых нефтепродуктов сократился в связи с ситуацией на внешнем рынке, однако нефтяные компании предпочитают не снижать цены, а увеличивать запасы топлива в ожидании дальнейшего подорожания. Так за май-июнь запасы дизельного топлива и автомобильного бензина выросли на 7-10%, при этом только с апреля месяца рост цен на светлые нефтепродукты составил около 15%. Это можно расценивать только как спекуляцию.
В настоящий момент поставки дизтоплива и автобензина на внутренний рынок, в том числе и для нужд сельского хозяйства, находятся на уровне 85% от аналогичного периода прошлого года. Учитывая, что в прошлом году топлива для уборочной кампании хватило в обрез, перспективы уборочной кампании этого года весьма туманны.
Менее туманны перспективы роста цен на большинство товаров, а, следовательно и инфляции. Так цена сельхозпродукции на 10% состоит из затрат на транспортные расходы, в том числе и на топливо. В настоящее время нефтяные компании, стремясь сократить экспортные потери от снижения мировых цен на нефть, продолжают взвинчивать цены на дизельное топливо и автомобильный бензин. При этом реальных мер по ограничению роста цен на бензин и дизтопливо регулирующими органами не предпринимается. Рост цен на топливо стабилизируется не раньше июля и то лишь в том случае, если на следующем заседании Правительственной комиссии будут, наконец, приняты адекватные меры.
Возникает вопрос: почему Минэнерго все время откладывает решение? Регулирование, как известно, главный враг рынка, но министерства для того и созданы, чтобы регулировать. Есть несколько вариантов ответа, как могла возникнуть такая ситуация. Вариант первый: министерство так уважает рынок, что самоустранилось из деликатности. Вариант второй: это самоустранение кем-то хорошо проплачено. Вариант третий: министерство просто не знает, что делать, откладывая решение по принципу "авось пронесет". Стоит заметить, что во всех трех вариантах напрашивается один и тот же вопрос: а нужно ли вообще такое министерство?
Источник: iUkraine.ru