Председатель парламентской ассамблеи Совета Европы Рене ван дер Линден вдруг заявил: "В Европе обеспокоены ростом нацизма и ксенофобии в Прибалтике". Время, место и обстоятельства для произнесения этих слов кажутся весьма удачно выбранными: Санкт-Петербург, международная парламентская конференция, приуроченная к 60-летию победы антигитлеровской коалиции над фашистской Германией. Именно это и внушает некоторые подозрения.
Госпожа президент Вайра Вике-Фрейберга, приезжайте в Москву на празднование 60-летия победы. Вы сможете с глазу на глаз поговорить со своими европейскими коллегами и расставить все точки над "i". В самом ли деле они так обеспокоены латышским нацизмом? Или это дипломатический трюк перед праздником, чтобы понравиться другу Владимиру? Молчали же европейские чиновники все эти годы. Молчали в ответ на дискриминационные законы о гражданстве и языке. Молчали в ответ на свинское отношение к ветеранам. Молчали в ответ на марши нацистов. Молчали, когда бывшие эсесовцы подрались с людьми в робах бывших узников концлагерей. Ничего этого не существовало для просвещенной, толерантной и прогрессивной Европы, которая щурила в ответ на протесты российского МИДа холодные прозрачные глазки, морщила венозный нос, с бледной издевательской улыбкой цедила сквозь зубы: "Ich verstehe nicht... Entschuldigen Sie bitte". Русским указывали их место, как учил Адольф Алоизович: "Варвары должны жить в своих снегах", и Вы, вся такая шенгенская, невозможно нордическая вся, ни дать ни взять сама освобожденная от советского оккупационного гнета Латвия, сдержанно-комильфотно аплодировали этому, самоутверждаясь, самоутверждаясь, самоутверждаясь и все никак не умея окончательно самоутвердиться.
И вдруг ласковая мать-Европа отбрасывает Вас назад, дальше ненавистной России, в любимый Ваш 1940 год, к гитлеровской Германии, потому что в сегодняшней Германии неонацисты – это жалкая кучка аутсайдеров, а в сегодняшней Латвии неонацизм – это фактически государственная политика. Вы не верите, г-жа Вике-Фрейберга, Вы просто отказываетесь верить в это, с Вашей точки зрения, предательство общих европейских идеалов.
Вы не верите настолько, что упорно продолжаете свою борьбу. И вот новоизбранный исполнительный директор Риги Эрик Шкапарс вводит запрет на торговлю матрешками и распевание русских частушек. А если не запрет, то по крайней мере строгое ограничение. Они, дескать, искажают облик города и создают превратное впечатление о латышской культуре.
Все не так мрачно, госпожа Вике-Фрейберга. Матрешки и частушки – это, конечно, страшное зло, которое надо немедленно искоренить, - но превратное впечатление о латышской культуре и самой Латвии создать им все же не удалось. Вы упредили удар. Вы создали вполне адекватное впечатление о своей стране. Вы донесли его не только до русскоязычного населения Латвии. Не только до 150 000 000-ого населения России. Но и до Евросоюза. Сегодня Рене ван дер Линден это впечатление озвучил. И добавил: "Совет Европы как организационная структура не намерен терпеть проявления тоталитаризма в какой-либо форме".
Приезжайте, в самом деле, в Москву. К тому же есть некоторая – и небезосновательная – надежда, что это и в самом деле был дипломатический трюк. Добро пожаловать, госпожа президент. Гостем будете. И ничего не бойтесь. По крайней мере, Вам никто не скажет, что шпроты портят гастрономический облик России. Разве что - Германии. Но тут уж не обессудьте. Европейские ценности следует уважать.