Таганский суд Москвы огласил вердикт по делу о выставке "Осторожно, религия!". Директор музея и организатор выставки Юрий Самодуров был признан виновным в разжигании религиозной розни в соответствии с частью 2 статьи 282 УК РФ. Самодурова приговорили к выплате ста тысяч рублей штрафа. Сотрудница музея Людмила Василовская также признана виновной и должна будет заплатить штраф в том же размере. Между тем, обвинявшаяся по ч.1 ст 282 УК РФ художница Анна Михальчук (Альчук) признана невиновной в связи с отсутствием в ее действиях состава преступления. Суд постановил вернуть экспонаты выставки художнице. До того прокуратура настаивала на их уничтожении.
В здании суда во время заседания присутствовало около 200 человек. Из них 80 человек - журналисты и поддерживающие обвиняемых - находились в зале суда, а остальные - православные активисты - пели молитвы и читали акафисты в коридорах учреждения, а также ходили с крестным ходом вокруг здания суда. Их молитвы явно сказались на умонастроениях судей. Согласно приговору, виновность Самодурова и Василовской подтверждается показаниями свидетелей, заключениями экспертов и материалами уголовного дела. "Действия директора и сотрудницы музея носили открытый и публичный характер, подсудимые осознавали последствия своей деятельности", - сказано в приговоре. Судья подчеркнул, что организованная музеем выставка носила "откровенно издевательский и кощунственный смысл, экспозиция носила богохульный и циничный характер". В приговоре также говорится, что картины, представленные на выставке, унижают чувства граждан, исповедующих православное христианство. "Подбор картин сознательно провоцировал зрителя на неприятие христианской веры, оскорблял религиозные чувства". Самодуров собирается обжаловать решение суда, однако перспективы будущей апелляции весьма сомнительны.
До самого конца этой безумной судебной истории как-то не верилось, что она закончится обвинительным приговором. Казалось, что все происходящее - обычное недоразумение, вызванное обычной в России несогласованностью действий разных "ветвей власти", вот-вот кто-то вмешается и восстановит нормальный порядок вещей, в соответствии с которым искусствоведы и художники не могут быть осуждены за свою выставку, в то время как православные фундаменталисты - оправданы по всем статьям. Но обвинительный приговор все-таки состоялся, и по нему видно, что судьи, безусловно считая Самодурова и Василовскую виновными, сочли себя проявляющими жалость, либерализм и милосердие - заменили требуемые прокуратурой тюремные сроки денежными выплатами, освободили от ответственности Анну Альчук и постановили не уничтожать работы. Таким образом, "могло бы быть и хуже".
Фактически, можно говорить о том, что основные принципы существования светского государства в России уже во многом забыты. Так называемые "православные общественные и нравственные ценности" являются единственной идеологией, молчаливо принятой к одобрению властно-судебными инстанциями. Да, у ревнителей усиленной духовности нет возможности официально утвердить православие в качестве государственной религии, однако воздействуют на "правосудие" они вполне успешно. Зачарованные высокоморальной риторикой судьи даже не понимают, что "провоцирование неприятия христианской веры" - это, мягко говоря, приговор, характерный для средневековой инквизиции, а вовсе не для современного государства. Ведь за "провоцирование неприятия христианской веры" можно с легкостью осудить книги Ницше, Толстого ("Воскресение") и еще уйму шедевров и нешедевров, неугодных в наши дни разве что очередному "Талибану". И вот теперь доморощенный "Талибан" завелся в Таганском суде.
Как нам жить теперь, в этом дивном новом мире, когда мы знаем, что художественные акции - отныне подсудны? Леволиберальная демагогия, дежурно призывающая в таких случаях к "торжеству свободы и демократии", а равно и к "построению гражданского общества", к сожалению, не поможет. Нужно трезво отдавать себе отчет в том, что православный фундаментализм - несомненная часть того же самого гражданского общества (аналогичные проявления его мы можем видеть и в США), а в случае победоносного шествия "свободы и демократии" по остаткам "кровавого режима" на месте нынешних дикостей возникнут явления настолько кошмарные (вспомним хотя бы аналогичную революцию 1979 года в Иране), что тех же художников при новом, насквозь демократическом строе, пожалуй, что и четвертуют.
Поэтому единственно возможной реакцией на случившееся, помимо эмоционального ужаса и отвращения, должно быть обращение к "единственному европейцу в России - правительству". Какими бы нравственными основаниями не обладал лично В.В.Путин - он, пожалуй, единственный человек, заинтересованный в том, чтобы его и без того сложные отношения с западными элитами не были окончательно похоронены мракобесами-добровольцами, жаждущими поднять градус патриотизма классического 451 по Фаренгейту. От этих не в меру ретивых слуг российской власти пока еще не поздно отказаться - и долг нашего общества именно в том, чтобы убедить власть совершить такое отречение, а вовсе не в том, чтобы призывать разрушить и вправду несносную судебную систему в целом. Ибо тогда на место Таганских судов придут суды Линча.