Некоторое время назад казеннокоштный политтехнолог Марат Гельман на страницах своего виртуального дневника на сайте Livejournal.com озаботился построением России-2. На призыв Гельмана откликнулась либеральная общественность - и застучали топоры, зазвенели пилы. Как же хорошо, что либералы лишены даже рудиментов имперского сознания - они должны были бы неприятно удивиться тому, насколько процессы в бывших колониях опережают процессы в метрополии. Сегодня стало окончательно ясно, что никакой России-2 нет, зато есть Украина-2, она же Грузия-3. И имя ей - Киргизия.
Киргизская оппозиция призвала президента Аскара Акаева к немедленной отставке, потребовала пересмотреть итоги парламентских выборов и пригрозила властям страшными карами - митингами в Лондоне и Чикаго. Поначалу же действо разворачивалось в захолустном Джелалабаде. Подобно грабителю банка, который с целью продемонстрировать серьезность своих намерений палит по настенным часам, оппозиция предприняла штурм местного отделения милиции. В ответ "большая часть сотрудников правоохранительных органов перешла на сторону зачинщиков беспорядков". После чего зачинщики захватили мэрию и аэропорт. Теперь они двинутся на Бишкек - хотя бы потому, что движение - жизнь. Президент Киргизии Акаев сообщил, что готов к переговорам с оппозицией. Оппозиция враждебно промолчала. Вместо нее ОБСЕ, США и Евросоюз заявили, что напряженно следят за происходящим. Акаев - Шеварднадзе, гадающий на картах Таро. Карты врут, что президента ждет удача. Киргизские процессы идут едва ли не интенсивнее грузинских, и революция верблюжьих колючек может оказаться скоротечнее революции роз.
И в кипучей энергии масс, и в неуклюжем бюрократическом сопротивлении, во всем - поразительная симметрия. Россия-2 пришла вдруг с Кавказа, с берегов Днепра, проросла на молдавских виноградных плантациях, просыпалась каракумскими песками, а ошалевшая общественность и не менее ошалевшая власть не знают, что делать с этой гибельной второй Россией, как защитить, оградить от нее первую. То Кремль вбрасывает лозунг "Кто не с "Нашими", тот против нас", то евразийских дугинцев с дугинскими евразийцами покажет - бессмысленных и беспощадных, однако все же куда более бессмысленных, чем беспощадных, - ну а то, с разочарованием наблюдая, как оранжевую революцию в Молдавии без шума и пыли возглавила сама местная власть, грозит ей экономическими санкциями.
Право же, судари, смешно. Экономические санкции ничего не дадут, не говоря уж о том, что штука это обоюдоострая. Хоть Молдавия и явила наиболее безболезненный пример оранжевой революции, она, подобно Парижу, сдавшемуся гитлеровским войскам без единого выстрела, является исключением, лишь подтверждающим правило. А правило в том, что, как говорилось в одной популярной голивудской ленте, Matrix has you. Матрица тебя поимела.
Матрицу изобрели для всего постсоветского пространства - простую и безотказную. И накрыли ею это пространство. Получилось эффективнее зонтика ПРО. Сначала голова Гонгадзе всплыла в водах Днепра. Затем появилась на Каспии - убили редактора бакинского оппозиционного издания "Монитор" Эльмара Гусейнова. Американское посольство в Баку разразилось истошным плачем и в крайне резкой форме потребовало от азербайджанского руководства немедленно найти и наказать виновных. А тут и независимые журналисты объявили о намерении публиковать каждый четверг голову азербайджанского Гонгадзе в прессе. И вот голова разъезжает, как в огненной колеснице, в президентском кресле, не успевшем остыть после заветрившегося филея Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе. Кресло пышет оранжевым пламенем. Голова вершит судьбы стран, народов и государств, берет штурмом отделения милиции и президентские администрации и красит, красит нежным цветом позора стены древнего Кремля. Это, кажется, было целью создателей матрицы? Что ж, они добьются гораздо большего.
В Киргизии ждут своего часа исламисты, не дремлют они и в Азербайджане, совершая намаз перед фотографией своего Гонгадзе. В мусульманских республиках оранжевое станет зеленым. В Афганистане и Ираке создатели матрицы уже получили режимы, куда более людоедские и непредсказуемые, чем те, с которыми боролись. Но признать это они не в состоянии. Слова Черчилля "американцы обязательно найдут верное решение любой проблемы, сперва перепробовав все остальные" устарели, американцы больше не желают пробовать. Они желают получить огромный Афганистаноирак - неуправляемый, голодный, расширившийся от моря до моря, приросший Центральной Азией и Южным Кавказом? Они его получат. "Там под бичами сторожей // Немало мучится зверей, // Они стенают и зовут // И цепи тяжкие грызут... Вставай же, сонное зверье! // Покинь же логово свое! // Вонзи в жестокого врага // Клыки, и когти, и рога!". Когда позавчерашние оппозиционеры и вчерашние демократы упадут в объятия исламистов, настанет такой халифат, что Кондолиза Райс побелеет от ужаса.
Интересно, поймут ли в один прекрасный день франкенштейны из оранжевого Коминтерна, какой прекрасный остров доктора Моро возник их усилиями на месте бывшего Советского Союза? Почти такой же прекрасный, какой они получили после свержения Саддама Хусейна. Или им никогда не осознать, что восточная деспотия бывает куда предсказуемее и безопаснее восточной же демократии, и лучше договариваться с деспотиями, чем строить недоговороспособные демократии?
Мatrix has you.