Со скандалом уволенные из «Московских новостей» Евгением Киселевым журналисты решили выпустить одноразовый номер собственной газеты. Название четырехполосного издания (тираж 999 экземпляров) вполне демонстративное – «МН без Евгения Киселева», а схема распространения ощутимо отдает 1991 годом. Протестный листок будут бесплатно раздавать на Пушкинской площади у киоска «МН», совсем как в блаженной памяти времена, когда в тех же краях можно было получить боевые вестники «Демократического Союза» и прокламации с чудесными названиями вроде: «Раиса Горбачева – кто она?». Содержанием новосозданной газеты станет все тот же конфликт с главным редактором – как сказал экс-заместитель главного редактора «МН» Михаил Шевелев, «это уже не журналистский, а политический конфликт. Мы настаиваем на своем праве быть услышанными». Более того, Шевелев пригрозил, что ситуация с газетой будет обсуждаться на заседании «Комитета-2008», а также на бюро «Яблока». Осталось только сообщить Киселеву, что он вот-вот положит либеральный партбилет на стол.
Вроде бы, все здесь ясно. Каким бы бессмысленным псевдо-редактором не был неторопливый Евгений Алексеевич, ветеранам «МН» решительно нечего ему противопоставить. Добро бы Киселев, как Раф Шакиров, занимался действительным развалом хорошего издания (будь то «Коммерсантъ» или «Известия») – но нет, «Московские новости» уже много лет как очень слабая, практически никем не читаемая газета, и потому никакого политического или профессионального конфликта в данном случае нет и близко. Налицо банальное психологическое несовпадение расслабленного олигархического барина Киселева с прежней командой старорежимных интеллигентов. Более того, попытка идти отстаивать свои права на Пушкинскую площадь выдает тот маразм, в который погружены прогрессивные публицисты – ведь вместо рвущих из рук газеты борцов со всяческим произволом гневного Шевелева и Ко у киоска «МН» встретят лишь средней гламурности посетители кафе «Пушка», да рекламные агенты очередной прохладительной воды с жевательной резинкой. Боюсь, что разногласия в кругах либеральной прессы отнюдь не составляют предмет их напряженного интереса.
И все-таки история этой ссоры драматичнее, чем кажется. Евгений Алексеевич Киселев не делал в «Московских новостях» решительно ничего – сложно было бы даже ожидать от него каких-то усилий, хотя бы в рамках написания редакторской колонки, занятия для него почти непосильного. Между тем, "источник, пожелавший остаться неизвестным", как любил говаривать когда-то сам Киселев, утверждает, что зарплата Евгения Алексеевича в «МН» составляет $50000 в месяц. Бытует даже журналистская шутка о том, что во имя простой возможности платить такое жалованье была закрыта газета «Время МН». Само назначение гусинского оракула, настолько неудачное, насколько это вообще возможно, было произведено структурами «Юкоса» по классическому номенклатурному сценарию семидесятых – «был бы Иван Иваныч человек хороший, свой, а там мы его на любое дело поставим». И вот теперь этот «Иван Иваныч» русского либерализма выгоняет из родного издания пусть морально устаревших (а кто в нынешних СМИ не устарел?), но не заслуживших такого финала немолодых людей, для которых эта газета в жизни, возможно – последняя.
С "Иван Иванычем" все будет в порядке. Он при любом раскладе не пропадет. Даже если "Юкос" одной рукой его снимет, другой - непременно усадит в какую-нибудь должность, дающую достойный ежемесячный полтинник. А выгнанные из "МН" авторы приедут на Пушкинскую площадь, к зданию где-то когда-то располагалась их гремевшая на всю страну газета. Здание то продано и перепродано, от былой славы не осталось и воспоминания, редакция переехала туда, куда не ходят поезда, но и там им не нашлось места. И завтра, встав перед киоском "МН", как перед алтарем, они примутся раздавать ничего не понимающим прохожим свою самопальную газету, все четыре странички которой кричат о политическом произволе, и снег будет лететь им в лицо, мокрый, слепящий. И никогда, никогда не кончатся эти 999 экземпляров.