Широкое представительство российских фирм на оружейной выставке в Абу-Даби пока не привело к заключению каких бы то ни было контрактов. Единственное событие, связанное с российским оружейным экспортом – разгорающийся скандал между Москвой и Тель-Авивом. После всех заявлений о том, что мы вообще ни причём, российское руководство сообщило Израилю, что оно всё же продаст Сирии ракеты. Речь идёт о ЗРК «Стрелец», который представляет собой пакет из 4 ПЗРК «Игла».
На заявление премьер-министра Израиля Ариэля Шарона о том, что он будет отговаривать Москву продавать Сирии ракеты, можно ответить несколькими возражениями. Во-первых, Сирия не находится ни под какими международными санкциями, поэтому продажа оружия в эту страну является суверенным правом экспортёра. Во-вторых, что значит отговорить? А деньги? Надо, кстати, заметить, что Израиль на рынке оружия ведёт себя крайне нехорошо по отношению к России, занимаясь пиратской модернизацией авиации и бронетехники советского и российского производства. Чтобы нас от чего-то отговаривать, для начала надо прекращать подобную практику или начать кооперироваться с Россией.
В целом же сделка с Сирией отражает общую эволюцию отечественного оружейного экспорта. В советское время СССР поставлял оружие за рубеж почти исключительно по политическим соображениям, поэтому большая часть экспорта не оплачивалась. В частности, Сирия была в 70-е – 80-е годы главным получателем советского оружия за пределами Варшавского договора, хотя платёжеспособностью не отличалась. После развала СССР значительная часть клиентов была потеряна именно из-за их неспособности платить, исключение составили бывшие страны ОВД, ушедшие от нас по идейным соображениям. При этом Россия начала завоёвывать ранее недоступные ей рынки, начав поставлять оружие в такие вполне платёжеспособные страны, как Бразилия, Мексика, Греция, ОАЭ, Малайзия, Южная Корея, Турция.
Однако за 13 лет независимости России её ВПК не создал практически ничего принципиально нового, продолжая лишь модернизировать советские разработки. Главной причиной этого является то, что политическая власть так и не решила, какая армия нужна стране, то есть, чем её надо вооружать. В последние годы власть почти открыто заявила, что она не признаёт собственную страну (её страна – СССР). В таком случае, армия заведомо не получит никаких внятных задач (разве что внутренние, карательные), о чём я писал ранее. Это естественным образом приведёт к деградации ВПК, которая очень заметна уже сегодня (в частности, даже Минобороны не скрывает резкого увеличения количества бракованных изделий).
Постепенно появляется тенденция возвращения к «идейному» принципу торговли, то есть, к продаже оружия в те страны, которые по политическим причинам не могут приобрести его нигде, кроме России. Сирия – яркий пример такой страны. К сожалению, как было сказано выше, у этих стран в подавляющем большинстве случаев большие проблемы с деньгами. Кроме того, нашими клиентами становятся страны совершенно нищие, способные купить незначительное количество наиболее дешёвого оружия (последние по времени примеры – Мьянма (она же Бирма), Бангладеш, Уганда, Судан). То есть, Россия постепенно занимает на оружейном рынке нишу Китая, который поставлял оружие в такие страны в 60-е – 90-е годы. Как несложно понять, российский ВПК и даже отдельные его предприятия такие клиенты не спасут, лишь помогут немного продлить агонию.
Китай больше не хочет нашего оружия, он хочет новейших технологий. Несмотря на безудержное «стратегическое партнёрство», в Москве всё же опасаются удовлетворять такие запросы «партнёра» (может быть, только пока). Скорее всего, Китай эти технологии всё равно получит неофициальным путём, просто купив их носителей. Кроме того, в ближайшие годы он наверняка добьётся снятия эмбарго на поставку вооружений из стран ЕС. Европейцы сделают это не столько из финансовых соображений, сколько в пику США (в личных беседах французы признают это открыто). Сегодняшние закупки оружия в России развивают, в первую очередь, воздушную и морскую составляющую китайской военной мощи. Это позволит Китаю в ближайшие годы решить проблему Тайваня и исключить вмешательство США в данный процесс. С помощью ЕС Китай, видимо, начнёт развивать наземную составляющую своих ВС и средства обеспечения боевых действий. Эти удовольствия будут направлены против нас, поэтому и зависеть от России в этих областях Пекин не собирается. В любом случае, продажи нашего оружия в Китай будут постепенно сокращаться.
Индия теоретически является идеальным стратегическим союзником в России, но, увы, Дели прекрасно видит, что представляет собой сегодня наша страна, и не считает нас перспективным союзником. Может быть, индусы были бы и рады считать Россию своим основным союзником, но понимают, что это бесполезно, поэтому вынуждены переориентироваться на США. Им ведь совершенно неинтересно строительство оси Москва – Дели – Пекин, с чем продолжает носиться Кремль. При внешнем потеплении китайско-индийских отношений, обе стороны считают друг друга врагами. Кроме того, Индии уже тоже нужны новейшие технологии. Мы их просто не способны предложить. Не исключено, что в обозримом будущем Индия в технологическом отношении обойдёт Россию. Так что и этого важнейшего клиента мы будем постепенно терять.
Наконец, страны НАТО могут вскоре начать выбрасывать на рынок вполне современное оружие по демпинговым ценам. Американцы переходят на новое поколение вооружений, в частности, поступление в ВВС США F-22 и F-35 позволит им продавать состоящие сейчас на вооружении F-15, F-16 и F-18. Страны Европы вообще сворачивают традиционные ВС, быстро сокращая количество танков, БМП и БТР, самолётов, причём сокращаемое оружие также может выставляться на продажу. В этом случае мы, и так уже не имеющие перспективы на будущее (из-за отсутствия новых разработок), потеряем возможность торговать тем, что имеем сегодня. И станем долго, нудно жаловаться на происки Запада.