Почти в одну неделю выстроились два значительных события на просторах СНГ – формирование правительства победителей на Украине и переформирование правительства в Грузии, вызванное гибелью премьера Зураба Жвания. Но для нас эти события представляют интерес не сами по себе, как деталь формирования нового правящего класса в странах, чей курс отклоняется от типичного «эсэнгэшного», а в сопоставлении с российскими реалиями. Начнем с Украины, где во властные кабинеты пришли не только новые министры, но и новые губернаторы.
Как и обещал Виктор Ющенко, произошла стопроцентная замена. Ни один старый министр, ни один старый губернатор на своем посту не остался (мэр Киева не в счет, поскольку должность эта выборная). Беря отвлеченно этот факт, следует признать, что сам по себе он не плох и не хорош. Но вот в контексте конкретной политической ситуации…
«Оранжевую» революцию на Украине обусловило очевидное расхождение между косной и своекорыстной правящей элитой и сформировавшейся коалицией среднего класса и западноориентированной молодежи и интеллигенции, увлекшей за собой низовые слои населения на западе и в центре страны. Правящий постсоветский класс, вышедший в основном из партийно-хозяйственной номенклатуры, уже не отвечал насущным вызовам дня, что и доказал, провалив выборы.
Кто же сменил его? Костяк команды Тимошенко оставили депутаты Верховной Рады – все три вице-премьера, шестнадцать министров из восемнадцати. Их средний возраст – чуть более сорока лет, причем министр по делам молодежи - 1975-го года рождения.
То, что они, как и их коллеги во всех европейских правительствах, вышли из парламента, обуславливает принципиальное отличие украинского кабинета от российского. Депутат – профессиональный политик, человек со своей позицией, привыкший к независимости, не допускающий к себе отношения как к слуге. Наш же министр, даже самый либеральный, как Кудрин или Греф, - принципиально иной психологический тип. Недаром как главную характеристику российской власти иностранные наблюдатели выделяют то, что президент разговаривает с министрами, как со школьниками, а те стоят перед ним навытяжку.
Важной особенностью является и то, что кабинет Тимошенко сформирован по партийно-квотному принципу, места в нем получили и социалисты, и первый вице-премьер Кинах взят в него в рамках политического соглашения. На таких людей не покричишь и их не поунижаешь. Тут нельзя не вспомнить безапелляционную реплику Путина на недавнем совещании, адресованную Кудрину – «без комментариев». Министр финансов даже не оскорбился, проглотив публичное затыкание рта как должное.
Еще интересней новый губернаторский состав. Опять-таки, большинство назначенцев – из депутатов, в массе своей не выходцев из правящей в регионах номенклатуры. Их средний возраст даже моложе министерского. Среди них много выходцев из бизнеса, что, подчеркнем, не является гарантией от коррупции и самодурства, но новый менталитет и понимание проблем принести должно.
Любопытны такие фигуры, как губернатор Запорожской области Юрий Артеменко, 1963 г.р., бывший редактор газеты; сорокаоднолетний губернатор Луганщины, заместитель председателя партии «Яблоко» Алексей Данилов; сорокалетний банкир Арсен Аваков, ставший губернатором Харьковщины; социалист Василий Цушко, 1962 г.р., возглавивший Одесскую область; Сергей Касьянов, владелец торгового холдинга, 1966 г.р., поставленный руководить Днепропетровской областью. Все эти регионы – сосредоточение тяжелой промышленности, лидеры украинской экономики. То, что команда Тимошенко не побоялась передать контроль над ними в руки не номенклатурных деятелей – весьма показательный жест, должный характеризовать решительный разрыв с прошлой кадровой политикой.
Конечно, мы не столь наивны, чтобы обольщаться – сам по себе новый человек ничего не изменит. Но вызывает уважение само желание что-то изменить, нерасхождение предвыборных обещаний с делами.
Сравним с Россией. Во многих регионах одни те же люди правят вот уже пятнадцатый год – Хабаровск, Омск, Ростов, Екатеринбург, Самара, Татария, Башкирия, Ханты-Мансийский АО. Средний возраст губернаторов – между 55 и 60 годами. Даже самый «прогрессивный» из всех полпредов – Кириенко, красиво объявив вначале деятельности о кадровых конкурсах и вакансиях, ничего всерьез не поменял, а когда в 2003 году обозначилась возможность поражения семидесятилетнего Муртазы Рахимова, сделал все возможное, чтобы вывести из игры его соперника. Тот же либерал Кириенко несет прямую ответственность за продолжающееся подавление городского самоуправления в Уфе и Казани, Набережных Челнах и Стерлитамаке.
Что касается Грузии то, в зависимости от политических пристрастий, кадровую политику Михаила Саакашвили можно считать либо детским садом, либо до безумия смелым экспериментом. Действительно, министр обороны Окруашвили – 1973 г.р., генпрокурор Адеишвили – 1972 г.р., министр внутренних дел Мерабишвили – 1968 г.р., мэр Тбилиси Чиаберашвили – 1972 г.р. Этот список можно продолжать и продолжать. Однако не самоубийца же Саакашвили? Имея сепаратистские режимы в Абхазии и Южной Осетии, располагающие вооруженными формированиями, не будет же он подрубать под собой сук, сознательно ослабляя армию и правоохранительные органы? Значит, этот весьма успешный политик видит смысл в выдвижении принципиально новой когорты лидеров.
Первые комментарии в российских СМИ по поводу той же Украины несут на себе отпечаток всеразъедающего цинизма и неверия, которыми заражено наше общество. Мол, «непрофессионалы» натворят ошибок, все развалят и т.д. Но, господа хорошие, у нас за исключением Савостьянова и Мурашева, не допускали и, тем более, сейчас, не допускают «непрофессионалов» в органы. Но где же результаты? Где успехи в борьбе с коррупцией, преступностью, терроризмом? Где искоренение дедовщины в армии?
Естественно, в течение года министерская колода на Украине будет перетасована многократно, что уже произошло в Грузии, где чиновники по три раза поменяли портфели. Конечно, не все губернаторы протянут до следующей весны, которая, кстати, станет временем выборов в Раду. Но представляется, что правила игры теперь вряд ли поменяются. Уйдет Ющенко, уйдет Тимошенко, придет, возможно, Янукович, но и он вынужден будет придерживаться новых правил.
Станут ли эти правила игры успешными или, наоборот, потерпят неудачу, покажет время. Однако следить за происходящим из России стоит внимательно – как знать, может, и пригодится.