Недельные рождественские каникулы в Карпатских горах президентов Украины и Грузии дали пищу аналитикам прогнозировать ближайшие совместные шаги политических близнецов, какими, по большому счету, являются Саакашвили и Ющенко. Оба относительно молоды, входили в политическую элиту своих стран (Саакашвили - в качестве министра юстиции, Ющенко - в качестве министра финансов и премьер-министра). Ближайший круг советников примерно одинаков (по одной «железной леди», бизнес-элита второго плана, бывшие члены правительства). Политическая поддержка – студенческая молодежь, молодые преподаватели и аспиранты, исповедующие лозунги «Украина для украинцев», «Грузия для грузин». Политические взгляды и пристрастия совпадают - умеренный национализм, ориентация на общечеловеческие ценности, согласованность политики собственного становления со стратегией США, развитие сотрудничества с Североатлантическим альянсом и Европейским сообществом, расхождение с интеграционными планами России. Оба сторонники изменения политики ГУУАМ, дальнейшего развития Балтийско-Черноморского сотрудничества и будущей Черноморской хартии. К власти пришли не легитимно, на плечах толпы в результате «революции». Образование получили на Западе, там же нашли себе жен. В оппозицию к собственному президенту и правительству перешли после снятия с прежних должностей. Такое впечатление, что президенты двух причерноморских стран выращены под политическую копирку.
Возможно несколько сценариев новой политики двух стран, контуры которой появились после подписания Карпатских деклараций об Европейском развитии Украины и Грузии. Ситуация в Грузии делает эту страну центральной для геополитических интересов Украины, как инициатора создания блока - без решения проблем экономической и территориальной стабилизации невозможно расширение перспектив ГУУАМ. В свою очередь, и Грузия без максимальной поддержки Украиной не может сдвинуть с мертвой точки решение своих внутренних конфликтов. В нынешней ситуации наиболее прогнозируемы четыре основных направления во внешней политике: ГУУАМ, Европа и НАТО, ШОС, Россия.
Отношения с ГУУАМ
Следует ожидать активизации усилий Киева и Тбилиси по приданию нового импульса развитию ГУУАМ (в организацию входят Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия), как блока стран, способного конкурировать с российскими интеграционными проектами.
Может пройти предложение членов команды Ющенко о создании постоянно действующего Секретариата ГУУАМ, со штаб-квартирой в Ялте. Обоснуется это предложение двумя факторами. Во-первых, именно в Ялте принята декларация о статуте ГУУАМ, и по расстояниям город наиболее приемлем для организации встреч. Во-вторых, будет прервано исторически сложившееся восприятие Ялты как города, в котором были подписаны документы о разделе Европы после Второй Мировой войны. Приоритетных программ может быть несколько. Разработка в максимально сжатые сроки совместной программы действий ГУУАМ по взаимодействию с США и ЕС ( за 2001-2004 годы Америка выделила странам ГУУАМ около 2 млрд. долларов). Расширение формата участия Молдавии в ГУУАМ, значительно суженного Кишиневом, сделавшим ставку на сотрудничество со странами Юго-Восточной Европы, путем ратификации Соглашения о создании зоны свободной торговли. Достижение согласия на дальнейшее сотрудничество Узбекистана и Азербайджана в программах ГУУАМ.
Однако выполнение последней программы вызывает сомнение. Узбекистан разочаровался в экономических перспективах дальнейшего сотрудничества в рамках ГУУАМ. Тем более что российский «Газпром» подписал с Ташкентом соглашение на период до 2012 года о совместной разработке и поставках узбекского газа. Азербайджан, с учетом присоединения России к проекту Баку – Тбилиси – Джейран и достижения компромиссных решений с той же Россией по газовым поставкам, совсем не заинтересован в осложнении отношений с Россией и куда более настроен на сотрудничество в рамках ЕврАзЭС. Собственно, именно позиция Азербайджана станет, скорее всего, главным препятствием на пути идей интеграции без России. Азербайджан чувствует себя достаточно самостоятельным государством, чтобы не играть в сомнительные игры и не делать ставку на сомнительные блоки. Ему куда выгоднее иметь дело напрямую и с Россией и с США, при этом не подчиняясь интересам кого-либо из сильных мира сего, и уж тем более не ставя свое положение в зависимость от тех, кто таковыми не является.
Так что попытки президентов Грузии и Украины по возрождению блока, скорее всего, приведут к тому, что вместо ГУУАМ останется только ГУ.
Отношения с ЕС и НАТО
Перспективы Украины и Грузии по вступлению в ЕС и НАТО оцениваются как крайне слабые. За исключением поддержки ЕС проекта Евразийского нефтетранспортного коридора и введения в действие специального проекта «Виртуальный шелковый путь» (спутниковая система электронного обмена информацией для стран Кавказа и Центральной Азии), реальных результатов не видно. Можно предположить, что будут продолжены разработки стратегии по сотрудничеству с НАТО и ЕС. Но вряд ли дело пойдет сильно дальше.
Отношение к ШОС
Среди других вариантов совместных усилий Киева и Тбилиси следует ожидать организации сотрудничества с Китаем в рамках ШОС, минуя Россию. При этом стороны будут учитывать разное видение перспектив ШОС со стороны Китая и России. Россия в ШОС видит больше политический характер, а Китай видит экономическое сотрудничество и возможные пути влияния на Россию. Можно предположить, что Киев и Тбилиси постараются создать при ШОС своих представителей в рамках ГУУАМ (или того, что останется от этой организации), что даст возможность одновременно развивать двусторонние отношения с КНР и избежать риска быть втянутыми в спор между КНР и РФ.
Украина и Грузия осознают угрозы их экономических интересам со стороны России. Можно предположить, что усилится влияние прозападных лобби, и не исключено, что Украина дезавуирует свои соглашения по участию в программе Единого экономического пространства. Отношение к российским военным базам у президентов-близнецов тоже одинаковое. Несмотря на несопоставимость силовых возможностей Украины и Грузии, возможен вариант требований Украиной пересмотра договора об аренде морской инфраструктуры Крыма, подписанного 28 мая 1997 года на 20 лет, когда за Россией осталось 3 пункта базирования корабельного состава Черноморского флота, два основных и два запасных аэродрома базирования авиации.
Грузия при поддержке такого тяжеловеса, каким является Украина, также начнет выдвигать требования о скорейшем выводе Российских военных баз.
Обобщая эти прогнозы, можно сделать вывод, что совместных действий Саакашвили и Ющенко вряд ли стоит так уж бояться. Другое дело, что ситуация действительно изменилась, и на границах России появились два президента нового типа, с которыми заигрывания не пройдут и которые, пользуясь поддержкой Запада, начнут более жестко проводить политику отстаивания своих национальных интересов. Ничего катастрофического в этом нет – Россия вполне в состоянии принять этот вызов и обернуть ситуацию себе на пользу.