Вчера вечером на собственной даче был найден мертвым министр транспорта Украины Георгий Кирпа. Согласно официальным данным, смерть наступила в результате огнестрельного ранения. Рядом с телом Кирпы найден пистолет. Расследованием обстоятельств смерти занимается Генеральная прокуратура Украины. В настоящее время уголовное дело возбуждено по статье «Доведение до самоубийства».
Кто мог довести до самоубийства министра транспорта – неизвестно. Утверждается, что за несколько часов до смерти он имел разговор с каким-то высокопоставленным чиновником, приезжавшим к нему на дачу. Впрочем, в тех обрывочных сведениях, которые удается узнать об обстоятельствах, связанных с его смертью, слишком много неясного. В частности, соседи Кирпы по даче единодушно утверждают, что слышали несколько выстрелов. Кроме того, пока неизвестно о судьбе записи видеокамер, которыми была оснащена дача и которые фиксировали любые перемещения как в самом доме, так и на прилегающей территории.
Георгий Кирпа считался одним из самых могущественных членов кабинета Виктора Януковича и человеком, особо приближенным к Леониду Кучме. В его распоряжении находились транспортные сети одного из самых крупных государств европейского континента и, как можно понять, колоссальные финансовые потоки. Последние годы Кирпа занимался осуществлением ряда масштабных проектов – в частности, строительством скоростной автотрассы Киев-Одесса, введением в строй скоростных поездов «Харьков» и «Днепр», а также строительством нового моста через Днепр в Киеве. Оценивать результаты этой работы можно по-разному – критики утверждают, что скоростные поезда ходят медленнее европейских электричек, строительство автотрассы никак не могут завершить, а возведение моста фактически не начиналось, хотя средства на строительство были отпущены уже давно. Впрочем, очевидно, что подобные проекты реализовывались по схемам, давно и широко освоенным на всем постсоветском пространстве, а масштабы возможных издержек вряд ли превышали аналогичные показатели, скажем, при строительстве третьего кольца в Москве. Ничего необычного или вопиюще наглого и антинародного здесь нет. Но одним из условий таких схем, разумеется, является приближенность к государственной власти.
Когда началась избирательная кампания, Кирпа поддержал Януковича и считался одним из самых важных для него союзников. Все поезда на Украине были завешаны плакатами Януковича, а в дни «оранжевой революции» сторонников Януковича, направлявшихся из Донецка в Киев, бесперебойно обеспечивали спецсоставами.
Однако вскоре события стали развиваться вне логики ожидаемого сценария. Команде Кучмы пришлось срочно искать новые варианты, участвовать в переговорах и «круглых столах». Этот момент совпал с неожиданной болезнью Георгия Кипры. Когда же он вышел из больницы, то сделал заявление о том, что считает постановление Верховной Рады о непризнании второго тура голосования совершенно справедливым. Это посчитали одним из главных признаков надвигающихся перемен. После этого Юго-Западная железная дорога немедленно отогнала из Киева «за неоплату простоя вагонов» все использовавшиеся донецкими активистами составы. Накануне третьего тура Янукович попытался специально договориться об аренде 30 поездов, однако получил категорический отказ.
Были ли действия Кипры частью общего плана окружения Кучмы по «сдаче» Януковича или он начал самостоятельную игру, пытаясь обеспечить себе сохранение определенных позиций и при смене власти, – так или иначе, на следующий день после третьего тура он был «доведен до самоубийства». А позиция ключевого игрока как в государстве, так и в экономике Украины и распорядителя так или иначе связанных с государством огромных денежных потоков оказалась свободной.
Стоит заметить, что это не первая странная смерть, происходящая на фоне предвыборных баталий и «оранжевой революции». 3 декабря в собственном кабинете был найден мертвым глава правления «Укркредитбанка» Юрий Лях. В числе главных учредителей банка значатся глава АП Украины Медведчук и Григорий Суркис. Дело было возбуждено также по статье «Доведение до самоубийства».
Определять, кому в данной ситуации больше выгодны подобные смерти в общей нервной обстановке «переходного периода», сказать сложно. Впрочем, на определенные печальные аналогии это наводит. Стоит вспомнить, как очень похожим образом в течение августа-сентября 1991 года застреливались и выбрасывались из окна те, кто мог иметь информацию о возможных зарубежных счетах КПСС. Судьба пресловутого «золота партии» с тех пор так и не была установлена, так же, как и причины самоубийств. Обстоятельства тех дней, пожалуй, в наибольшей степени показали, чем была «августовская революция» 1991 года. Тогда, по большому счету, революции так и не произошло, просто одна властная команда признала свой проигрыш и спокойно передала власть другой, попутно решая проблемы сохранения собственных активов как гарантии спокойствия этого перехода. Вероятно, в немалой степени это относится и к тому, что сейчас принято объединять под понятием «оранжевая революция».