Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в интервью для журнала «Итоги» заявила о решительной неготовности России к республиканской форме правления. «Для нас это не годится, мы не готовы к подобному эксперименту! По менталитету русскому человеку нужен барин, царь, президент... словом, единоначалие», - заявила Матвиенко. На вопрос о готовности вступать в партию «Единая Россия» Валентина Матвиенко сказала, что пока не приняла окончательного решения, заметив при этом, что как любителю колбасы не стоит присутствовать при процессе ее приготовления, политику лучше не заглядывать на политическую кухню.
Можно допустить, что Валентина Ивановна не очень точно сформулировала свои мысли. В частности, при ответе на вопрос о республике речь, возможно, шла о республике парламентской, а потому не будем обвинять ее в призыве к свержению конституционного строя, тем более что сказанное ей нисколько не оригинально. Уже месяц как чиновники всех уровней и другие представители властной элиты как заведенные твердят о необходимости царя в России.
В наиболее яркой форме по этому вопросу высказался на прошедшей неделе Павел Бородин, комментируя итоги референдума в Белоруссии. Пал Палыч так прямо и сказал: такие лидеры, как Лукашенко или Путин, – по сути своей цари, власть которых – «от Бога», и именно такие правители нужны российскому и белорусскому народу. Правда, заявление Бородина тут же поспешили объявить «исключительно личными домыслами» - впрочем, лишь потому, что Пал Палыч напрямую выводил из своей «монархической» идеи необходимость проведения в России референдума, аналогичного белорусскому. Сам тезис сомнению не подвергался.
Никто даже и не требует ни от Бородина, ни от петербургского губернатора пояснений и доказательств их мыслей. России обязательно нужен царь - сегодня это положение вошло в околоофициозный язык как самоочевидное, не требующее ни доказательств, ни аргументов.
Собственно говоря, в политике очень часто появляются подобные странные аксиомы, которые принято произносить как нечто, спорить о чем совершенно глупо и неудобно. Например, «крах капитализма неизбежен» - когда-то тоже было подобной аксиомой. То есть, кто-то когда-то все это доказывал и обосновывал, но как именно – об этом помнил едва ли один человек из 100 употреблявших подобную фразу всерьез. Такие фразы – бумага, которой легче всего затыкать политические щели от сквозняков. Они произносятся не для того, чтобы предложить подумать и поспорить, а для того, чтобы раз и навсегда прекратить любую дискуссию.
Вид и конфигурация щелей, впрочем, со временем меняются, а потому происходит регулярная смена подобных затычек. Лет 10 назад политики, подобные Матвиенко, с той же уверенностью говорили о том, что залог единства России может быть исключительно в расширении демократии и федерализма, теперь залог видится совсем в другом – и то и другое произносится как само собой разумеющееся.
Общественная дискуссия на тему монархии и монарха как идеального правителя для нашей страны ведется уже давно. Особенно актуальна она стала с середины 90-х, после массового разочарования в демократии и демократических институтах. Аргументы «за» и «против» высказывались разные, и уровень дискуссии был не всегда одинаков, однако сам спор был крайне продуктивен. И вот сейчас спор этот вдруг оборвался. «Русскому народу (вариант – русскому мужику) нужен царь» - государственные чиновники произносят просто как данность, не утруждая себя ни размышлениями, ни аргументацией и тем более не опасаясь обвинений в антиконституционности.
В связи с этим интересно присмотреться и к другому высказыванию Матвиенко – о колбасе, любитель которой не должен видеть, как ее делают, так же, как политику не стоит заглядывать на политическую кухню. Возможно, политика – не самый эстетичный процесс, однако если сравнивать ее с колбасным цехом, то место политика, особенно руководителя исполнительной власти – именно у конвейера возле мясорубки. Матвиенко своим сравнением наиболее точно отражает нынешнее понимание политики – политика готовых колбасок – уже нарезанных и упакованных. Это может быть колбаса «ленинградская» или «царская» - все, что приготовлено, должно быть и будет употреблено без особых мыслей о составе фарша.