На днях экономический советник президента Путина Андрей Илларионов крайне негативно оценил качество российской экономической политики. По его мнению, в стране происходит отход от рыночных реформ в сторону большего государственного вмешательства. Нельзя сказать, что его заявление о том, что либеральная концепция управления экономикой заменяется дирижистской, оказалось первым - об этом уже много кто говорил. Естественно, что внимание привлекло в первую очередь то, что с такими заявлениями выступает высокопоставленный кремлевский чиновник. Впрочем, Илларионов всегда исполнял во власти роль Infant Terrible, а потому конспирологические версии не выглядят достаточно убедительно. В общем, оставим гадание на кремлевской гуще специально предназначенным людям и постараемся понять, что хотел сказать Илларионов.
Как следует из текста интервью Financial Times, для оценки качества экономической политики, скорее всего, использовалась та же методика, которой Илларионов пользовался и раньше - оценивался "чистый грант" экономике России от роста нефтяных цен, иначе говоря, "добавка", которую нефтяные сверхдоходы обеспечивают в экономический рост. Получилось, что если бы экономическая политика не ухудшалась, в 2003 году рост ВВП составил бы 9.2%, а по факту было лишь 7.3. На самом деле, тут могло бы быть много разных вопросов о том, как возникают эти цифры, что оценивать вклад одной только нефти не совсем корректно. Однако разговор о методике и конкретных цифрах тоже уводит в сторону от настоящих вопросов. О тех, которые, скорее всего, имел в виду Илларионов и которые имеет смысл держать в голове, следя за тем, что происходит в российской политике.
Надо ли форсировать реформы?
Если представить себе нечто труднопредставимое в нынешних политических реалиях - открытую и честную дискуссию между либералами и дирижистами во власти (ну и допустить отсутствие чисто коррупционных интересов), можно смоделировать две логики, две парадигмы:
Парадигма стабильности. Форсирование преобразований - несет риски для социальной и государственной стабильности. Можно пожертвовать темпами роста экономики ради спокойствия.
Если бы мы не договорились о том, что это идеальная, т.е. воображаемая дискуссия, то можно было бы еще и порассуждать о том, что управляемая стабильность - очень удобный инструмент для перераспределения собственности и контроля за основными потоками. Проще говоря, карман удобнее набивать.
Парадигма роста. Только экономический рост - как можно более высокими темпами - способен дать возможность модернизации страны, создания наилучших условий для жизни ее гражданам. Да и просто спасти от распада и деградации. При этом по разного рода объективным причинам откладывание высоких темпов роста "на потом" чревато многочисленными дополнительными сложностями и, как следствие, меньшими темпами роста и гораздо меньшими шансами для успешной модернизации.
Рост 2000-2004. Закономерность или везение?
Илларионов, как можно заметить, фактически утверждает, что экономический рост последних лет - это в чистом виде везение - нефтяная манна же, а экономическая политика Касьянова-Фрадкова (а значит, и Путина тоже) была лишь во вред. Полностью с этим согласиться трудно - дело в том, что реформы последних лет - трудные, длинные, а их результат будет окончательно ясен лишь через годы. Вряд ли стоит отождествлять сегодняшнюю экономическую динамику с результатами этих реформ. Однако с тем, что окно возможностей, созданное благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, используется далеко не в полную силу - проще говоря, бездарно используется, мало кто спорит. Наверное, и при более низких ценах рост бы был, правда, и властям не удавалось бы так расслабляться, так что проверить трудно.
Окно возможностей. Надолго ли?
Дорогая нефть породила целый жанр - спекуляции на тему динамики нефтяных цен. Самый, наверное, бессмысленный и бездарный тип околоэкономических комментариев - нефтяным прогнозам почему-то не свойственно сбываться, а соответствующие аналитики почему-то очень редко материализуют свои прогнозы в биржевых ставках.
Но ведь и правда, динамика цен на нефть – самый, вероятно, серьезный риск для российской экономики. Да и для мировой экономики серьезный, но далеко не единственный. Анализ же рисков для мировой экономики приводит к выводу, что нынешний рост цен на нефть и сырье вообще, возможно, лишь эпизод, а за подъемом может последовать спад. А значит, российское "окно возможностей" закроется, а страна останется с некачественной экономической политикой, неэффективным государством, низким ВВП, серьезно ухудшившимся человеческим капиталом и демографической катастрофой.
Дело в том, что достаточно велика вероятность того, что "геоэкономической картине мира" в ближайшие годы предстоят серьезные пертурбации.
Во-первых, речь идет о, скорее всего, неустойчивой асимметрии сбережений и потребления в крупнейших экономиках мира - в США норма сбережений вплотную приблизилась к нулю, а в ЕС она относительно высока. При этом для того, чтобы справиться с частью своих экономических проблем, американцам придется наращивать сбережения, сокращая потребление, а европейцам - наоборот. В данном случае речь идет не о нефти, а о потреблении "вообще", которое, разумеется, сильно влияет и на спрос на энергоресурсы.
Во-вторых, это быстрый рост в странах Третьего мира, в частности в Юго-Восточной Азии, но прежде всего в Китае и Индии. Ростом спроса на сырье в Китае последнее время пытаются обосновать и долгосрочность высоких нефтяных цен и рентабельность вложений в металлургические заводы и угольные месторождения. И правильно, кстати, делают. Если не забывают упомянуть о том, что в настоящее время китайская экономика чудовищно перегрета, а руководство КНР всеми силами пытается избежать кризиса и, в особенности, "жесткой посадки", административными мерами ограничивая инвестиции, запрещая строительство определенных производств и т.д.
Понятно, что здесь упомянуты далеко не все риски для глобальной экономики. Понятно, что не все они могут реализоваться в ближайшее время. Понятно, что маловероятно, что их реализация пройдет по катастрофическому сценарию. Однако понятно и то, что в ближайшие годы мировая экономика будет находиться в зоне "высокой турбулентности". Но понятно ли это российским властям, экономическая политика которых явно не учитывает все эти факторы?
Рейтинг в заключение
Кстати, стоит обратить внимание на одно очень характерное и многозначительное совпадение - ровно в тот же день, когда появилась сокрушительная илларионовская критика, рейтинговое агентство Moody's подняло прогноз российского инвестиционного рейтинга, констатировав тем самым улучшение ситуации. Это не розовые очки, это угол зрения такой. Дело в том, что никакого противоречия на самом-то деле и нет - в краткосрочной перспективе, а скорее всего, и в среднесрочной - на ближайшие 2-4 года - никаких серьезных проблем в российской экономике не предвидится, даже если несколько ухудшится внешнеэкономическая конъюнктура. Особенно с точки зрения портфельного инвестора. Бюджет будет профицитен, собираемость налогов будет улучшаться, рост ВВП явно не опустится ниже 5% в год, рост доходов населения будет измеряться двузначными цифрами. А вот в долгосрочной перспективе нынешнее отсутствие реформ, проедание нефтяных сверхдоходов и ориентация элит на передел собственности, непрерывную конвертацию административной ренты в наличные будет означать не просто потерянное время, а еще и пропущенное окно возможности для модернизации российской экономики.