Конгресс США дал указание Госдепартаменту начать составлять рейтинг правительств по всему миру по их отношению к еврейским гражданам. Итоговый отчет об антисемитизме будет включен в ежегодный обзор США по соблюдению прав человека в мире. В понедельник соответствующий закон был принят палатой представителей. Инициаторы законопроекта обосновали его «тревожным увеличением проявлений антисемитизма, особенно в Европе».
Госдепартамент США был против данного решения: в меморандуме Госдепартамента содержатся жалобы на то, что планы Конгресса лишат сбалансированности отчеты США по правам человека и подорвут доверие, так как они будут истолкованы как фаворитизм (сосредоточенность на иудаизме "делает нас уязвимыми для обвинений в фаворитизме и подрывает доверие к нашим оценкам"), однако конгрессмены настояли на своем. Теперь судьбу акта «Обзор глобального антисемитизма» (Global Anti-Semitism Review Act) – так официально называется этот законопроект – должен решить президент Буш.
Перед выборами Бушу непросто будет принимать решение исходя из здравого смысла и интересов страны. Ему придется считаться с миллионами голосов американских евреев. К тому же инициатива этого законопроекта исходит не от демократов, а от влиятельной группы «неоконсерваторов», идеологов внешнеполитического курса Буша, давно конфликтующих с Госдепом.
Антисемитизм в картине мира современной западной цивилизации – страшнейшее преступление против человечества, при этом понимать под ним можно самые разные выражения, действия и мысли: и бытовую «юдофобию», и нелояльное отношение к государству Израиль, и особенности словоупотребления, и представление о том, что фашистская Германия совершала и другие преступления, кроме Холокоста. Так что акт об антисемитизме существенно расширяет поле политического давления на те страны, к которым по другим параметрам прав человека придраться не так легко. Недаром в заявлении Конгресса значится «особенно в Европе».
Кстати, инициаторы закона выделили несколько стран, в которых в прошлом году произошли мощные вспышки дискриминации евреев. Это Франция, Малайзия, Египет, Канада, Австралия и, разумеется, Россия.
В Египте основная масса населения, как и во всех арабских странах, действительно юдофобы. Однако правительство этой страны вопреки давлению соседних стран и собственного населения делает все, чтобы поддерживать нормальные отношения с Израилем. Реальные же евреи в Египте дальше курортов Синайского полуострова (бывшего до середины 90-х территорией, контролируемой Израилем) не заезжают. Так что смысл включения Египта в список понять сложно, скорее всего, для полноты картины (как и Малайзия). Основными адресатами акта должны стать такие страны, как Канада, Австралия и Франция – отбившиеся от рук союзники. Неоконсерваторы (или, как их называют, неоконы) вполне последовательны в реализации концепции абсолютной гегемонии: одним бомбы, другим - акт об антисемитизме.
Что же до России, то нет ничего более вредоносного для развития российского либерализма и западничества, чем зацикленность на антисемитизме. Тут можно, немного перефразировав, почти буквально повторить слова из меморандума американского Госдепа: «сосредоточенность на еврейском вопросе делает российских либералов уязвимыми и подрывает доверие к их позиции и оценкам». И дело тут, разумеется, не в «еврейском заговоре». Для нормального человека (любой национальности) еврейский вопрос глубоко неактуален. Бытовой антисемитизм, конечно, есть, но за рамками тусовки пикейных жилетов он принципиально уступает не только кавказофобии, но и «мАсквафобии», провинциалофобии, вьетнамофобии и проч. А потому гневные филиппики либералов по поводу «гнусных проявлений антисемитизма» и «антисемитского населения России» воспринимаются как знак чуждости и оторванности от российской жизни. Основной инстинкт либерала – борьба с антисемитизмом – превращает его в инородное для русской жизни тело, делает его агентом чужой культуры и чужой идеологии.
Теперь наши либералы, ободренные указанием из Вашингтона, с удвоенной энергией возьмутся искать проявления антисемитизма в России. И это самое неприятное для нас в решении американского Конгресса. Пока либерализм будет восприниматься как идеология борьбы с антисемитизмом, пока он будет ориентирован на нормы, которые устанавливаются в Вашингтоне, он обречен быть в России унылой маргиналией.
С этим можно было бы, наверное, смириться, однако есть подозрение, что без либерализма обречена и Россия.