Радость глав регионов отмене выборов себя объясняется не только обычным лизоблюдством. Режим Путина второй раз даёт им возможность оставаться у власти бесконечно долго: сначала разрешив считать два срока не от момента фактического избрания, а от первого избрания после октября 1999 г., а теперь – позволив выиграть аукцион за право быть назначенным. Более того, будущие назначенцы уже начали требовать расширения своих полномочий, в частности – возвращения в их подчинение силовых структур на местах и предоставления права назначать глав городов и районов. Вполне вероятно, что эти права им будут предоставлены. С формально-юридической точки зрения это логично, поскольку если главы регионов являются лишь президентскими назначенцами, то им следует подчинить всех прочих назначенцев на подведомственной территории. С точки зрения неформальной расширение прав позволит губернаторам (президентам) более эффективно собирать с населения дань, чтобы больше отдавать Москве.
Поэтому подавляющему большинству глав регионов станет даже лучше, чем сейчас. До сих пор у них было, во-первых, ограничение по количеству сроков (пусть и с новым отсчётом их начала), во-вторых, вероятность проиграть даже те выборы, в которых можно участвовать. Кто бы что ни говорил про административный ресурс, но в большинстве регионов за последние 9 лет власть хотя бы 1 раз сменилась путём выборов. Теперь бояться нечего. Ограничений нет, выборов нет, лояльность Кремлю будет продемонстрирована, полномочий станет даже больше, поэтому и занести в Кремль можно сколько надо. Опасений быть снятым за провалы тоже быть не должно, по крайней мере, Владимир Владимирович до сих пор не давал никаких оснований заподозрить его в том, что в кадровых вопросах он руководствуется конкретными результатами деятельности чиновников. Тем более что назначать-то некого. Это прекрасно видно по скандальной неадекватности назначений в федеральных органах власти, а где взять людей для региональных? А если учитывать тот факт, что попытка «поставить» на регион москвича или питерца вызовет полное отторжение везде, от Брянска до Хабаровска, то бояться и вовсе нечего.
Ещё более приятным аспектом губернаторской жизни станет возможность по любому поводу «переводить стрелки» народного недовольства на Москву. Действительно, раз Москва их назначила, то она за всё и отвечает. И в этом главная опасность.
Как известно, и в царской России, и в Советском Союзе главы регионов назначались сверху – до 1917 г. без всяких промежуточных инстанций, в СССР – точно таким же способом, какой предложен сегодня – формальное избрание, фактически являющееся назначением. Ни в том, ни в другом случае это нисколько не помешало гибели страны. Царские губернаторы не оказали никакого реального сопротивления развалу, а секретари рескомов КПСС сами и возглавили демонтаж СССР. Лозунги независимости от Москвы и освобождения от коммунистического ига выдвигала местная интеллигенция, а результатами реализации этих лозунгов пользовались первые секретари, которые получали независимость от Москвы и устанавливали собственное иго, отличающееся от коммунистического, как правило, лишь отсутствием соответствующей фразеологии. Тот факт, что Москва их назначила, ни малейшим образом не помешал им послать её очень далеко.
И очень вероятно, не помешает и в будущем. Относительная самостоятельность выборных руководителей регионов во многом обеспечивала устойчивость федеральной системы. Центральная власть имела достаточно рычагов воздействия на местные власти, а потому просто так ссориться с ней последним было крайне невыгодно. Но напрямую власть региональной элиты от Москвы не зависела, а потому в кризисной для удержания власти ситуации никто даже и не рассматривал сценарий глобальной конфронтации с центром. Назначенный глава региона - одновременно и полновластный хозяин на своей земле и холоп Кремля. Это противоречие очень опасно, ибо в кризисной ситуации провоцирует региональные элиты на бунт против центральной власти как таковой.
Та же региональная власть с большим удовольствием начнёт шантажировать Москву тем, что если та не поможет деньгами, а то и войсками, то ситуация выйдет из-под контроля, а человека, который мог бы её под контроль вернуть, естественно, у Кремля нет. В Кремле будет нарастать чувство отчаяния, которое там уже и сейчас скрыть почти не способны. Правящая группировка начнёт метаться, пытаясь спасти себя и свои деньги, единственным источником которых является власть.
Существенно ухудшит ситуацию укрупнение регионов, которое, к сожалению, весьма вероятно. Кремль попытается уменьшить число объектов управления, что выглядит разумно. Но объединенные действительно станут богаче, а значит, и экономически независимыми. В итоге страна станет почти точной копией позднего СССР. С очень вероятным повторением его судьбы.