Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о формировании органов государственной власти в субъектах Федерации. Законопроект был анонсирован на знаменитом расширенном заседании правительства 13 сентября и предусматривает изменение порядка избрания глав регионов. Теперь они будут избираться не прямым волеизъявлением граждан региона, а законодательными собраниями по представлению президента.
Законопроект предполагает следующий механизм избрания губернатора: президент представляет кандидатуру на рассмотрение законодательного собрания. ЗС может дважды отклонить кандидатуру, третий отказ автоматически означает роспуск регионального парламента. То есть все ровно так же, как и при избрании премьер-министра.
Кроме того, в законопроекте говорится, что законодательное собрание может выразить недоверие действующему губернатору региона и «проинформировать об этом президента». Тот, в свою очередь, вправе согласиться или не согласиться с депутатами и либо представить нового кандидата, либо распустить собрание.
Во время обсуждения инициативы президента многие говорили о том, что отмена прямых выборов усилит роль законодательных собраний, однако в итоге был выбран такой механизм, при котором роль ЗС минимальна. Собственно, по сути дела предложенный механизм означает прямое назначение губернаторов президентом, а ЗС нужно только для сохранения хоть какой-то видимости народного волеизъявления.
Далеко не факт, что демократия такое уж благо, возможно, прямое назначение губернаторов будет куда полезнее для страны и ее регионов, чем прямые или косвенные выборы. Но тогда надо прямо и сказать: демократия пока работает из рук вон плохо, а потому попробуем обойтись без нее. Нынешние же танцы вокруг Конституции и «верности демократическим принципам» выглядят весьма жалко.
Нам, конечно, могут втюхивать про американские коллегии выборщиков и про то, что даже в «колыбели демократии» назначают глав регионов, но непонятно, для чего вся эта дешевая риторика. Выборщики все-таки реально выбирают президента, а в Британии глав регионов никто не назначает. Назначают министров по делам отдельных регионов (Шотландии, Ирландии), которые и близко не являются главами региональной власти. К тому же и они не просто чиновники, а избранные депутаты парламента.
Впрочем, есть еще одна очевидная тема, связанная с новой системой назначения глав регионов, которая на фоне споров о судьбах российской демократии ушла на второй план.
Как пояснил замглавы кремлевской администрации Владислав Сурков, нынешние губернаторы будут работать тот срок, на который они были выбраны. Более того, все уже назначенные выборы пройдут в свой срок. Последние выборы состоятся в конце 2004 – начале 2005 года. То есть новая система в полном объеме и на всей территории России начнет работать с 2009 года. Иными словами, вся эта система создается Путиным не для себя, а для преемника.
Почему вдруг Путин решил оставить именно такое наследство, от каких опасностей хочет уберечь того, кто придет следом за ним, и что этот самый преемник будет со всем этим наследством делать? Возможно, если не ответ, то направление мысли может подсказать знаменитый стих Киплинга:
Каменщик был и Король я - и, знанье свое ценя,
Как Мастер, решил построить Дворец, достойный меня.
Когда разрыли поверхность, то под землей нашли
Дворец, как умеют строить только одни Короли.
Он был безобразно сделан, не стоил план ничего,
Туда и сюда, бесцельно, разбегался фундамент его.
Кладка была неумелой, но на каждом я камне читал:
"Вслед за мною идет Строитель. Скажите ему - я знал".
Впрочем, нам в этих дворцах жить, а потому хотелось бы, чтобы «каменщики» и «короли» как-то получше распорядились своим знанием.