Мало кто ожидал от нынешней Думы, что она способна на столь революционные и столь грамотные инициативы. Речь, разумеется, идет о проекте реформы системы праздников. Скорее всего, идею эту назовут популистской, будут говорить об экономическом ущербе, пагубности увеличения праздников и все такое прочее. И это будет тем более несправедливо, что депутаты на этот раз подготовили крайне полезный и своевременный законопроект.
Годовой праздничный цикл - сложная система, где переплетаются идеология, традиция и экономическая целесообразность.
Начнем с экономической целесообразности. Люди работают и зарабатывают в поте лица своего. Пока дело касается минимального прожиточного минимума, вопрос о том, а для чего собственно зарабатывать, не встает. Однако сегодня для большинства экономически активного населения вопрос хлеба насущного более-менее решен. А потому вопрос, а для чего, собственно, они вкалывают с утра до вечера на работе, - становится все более актуальным и все менее сводится только к количеству заработанных дензнаков.
К добру или к худу, но протестантская этика: "деньги есть конечная цель труда и не требует дальнейших обоснований" - у нас не получила должного распространения. Люди хотят получать что-то от трудов, кроме суммы на книжке (или под подушкой). То есть, попросту говоря, хотят не только работать, но и жить. Оказалось, что мало деньги заработать - необходимо иметь досуг, чтобы их тратить. И чем больше человек работает (чтобы больше зарабатывать), тем меньше у него времени на то, чтобы пользоваться плодами своего труда (то есть денежными знаками, все равно - в у.е. или рублях). А чем меньше у него времени, тем меньше стимулов увеличивать доходы, а значит больше и лучше работать.
Такой вот замкнутый круг. Причем не надо быть великим макроэкономистом, чтобы понимать, что сие есть важное препятствие на пути развития нашей экономики. И если этот порочный круг не разорвать, то любой "экономический прорыв" так и останется серафической мечтой, или благоумышлением экономистов.
Праздничные циклы - идеальный вариант для того, чтобы снять напряжение и получить достаточное время для отдыха. Один-два дня выходных - это ворованный воздух. Получая неделю в свое распоряжение, человек ощущает себя хозяином времени и пространства в рамках имеющихся средств и желаний. Чтобы это понять, опять же, не надо созывать конференцию светил психологии.
Естественно, просто так назначить праздничные недели невозможно. Кроме необходимости соблюсти баланс выходных и рабочих дней, необходимо учитывать наличествующую праздничную традицию. Система праздников не определяется одной только экономической целесообразностью. Традиция, смешанная с идеологией, здесь играет решающую роль. Не так просто отменить одни праздники и назначить другие.
Однако в нашей реальной ситуации этих преград почти нет. Нам в каком-то смысле повезло. Российская религиозно-монархическая праздничная традиция за 70 лет советской власти уничтожена полностью. Советская же традиция - принципиально идеологическая, естественно, не вписывается в современную Россию. Даже в урезанном и переименованном виде, советские праздники выглядят нелепо и чужеродно. Из новых, "постсоветских" праздников только Рождество встало на свое место, остальные никем почти не воспринимаются иначе как просто выходной.
В итоге в сознании народном есть только четыре праздника: Новый Год, Рождество, 1 и 9 мая. Ну и, может быть, еще 8 марта, да и то с большими оговорками. Причем воспринимаются они даже не отдельно, сами по себе, а циклами, как новогодние и майские праздники. Иными словами, если и есть у нас какая реальная праздничная традиция, то это традиция двух праздничных циклов.
Ну а что идеология? Тут тоже все встает на свои места. Идеологические праздники: будь то День Конституции или День независимости, а уж тем более День примирения и согласия, если и выполняют идеологическую функцию, то именно отрицательную. Именно в эти дни более всего говорят о "преступном антинародном режиме", именно в эти дни примирение и согласие, вроде кое-как установившееся, подвергается сомнению.
По уму было бы, наверное, правильнее всего установить два праздничных цикла - новогодний и майский, отменив все или почти все остальные праздники. Однако нынешний компромиссный вариант тоже вполне разумен. Оставить в качестве праздников 23 февраля и 8 марта, то есть, в то самое время, когда усталость от зимы давит уже на всех - это важно и социально и экономически. Так же важно, чтобы был некий праздник и в ноябре - маленькая отдушина между летом и новогодними каникулами.