Разделавшись с пивной рекламой, депутаты взялись за само пиво. В Госдуме готовится законопроект, цель которого – запретить пить пиво «на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортных средствах общего пользования, а также в других общественных местах». Эта норма внесена в проект закона «Об ограничениях розничной продажи пива». Вариант, принятый в первом чтении в начале июля, содержал запрет на реализацию пива в детских, учебных и лечебно-профилактических учреждениях, а также на продажу пива несовершеннолетним где бы то ни было. Тот законопроект поддержало большинство пивоваренных компаний России.
Но документ, подготовленный ко второму чтению комитетом по экономполитике, уже называется по-другому: «Об ограничениях розничной продажи и мест потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе». И из-за упомянутых новшеств новая редакция совсем не нравится отечественным пивоварам. И абсолютно понятно почему: большая часть продаваемого пива потребляется покупателями отнюдь не дома, а как раз в перечисленных местах.
Опыт подобных запретов уже имеет Санкт-Петербург, где, как и в Москве, рабочие и служащие невысокого ранга привыкли с банкой пива (или двумя, если ехать с пересадкой) коротать время в пути с работы (а кто и на работу). Так вот, там с некоторых пор нельзя пить в метро. Правда, это ограничение местного, подземного характера: его ввела администрация метрополитена, и не только на пиво, а вообще на любые напитки – и алкогольные, и безалкогольные – не из соображений борьбы с пьянством в общественном транспорте, а чтобы пассажиры в толчее друг друга не пачкали да чтобы не засоряли вагоны и перроны пустыми банками и бутылками. То есть, как объявляют по громкой связи на эскалаторах, «запрещается провозить напитки с нарушенной упаковкой».
За соблюдением этого правила зорко следят милиционеры, научившиеся в толпе питерского метрополитена вычислять пассажира с открытой бутылкой за пазухой не хуже, чем московские – граждан без регистрации. Собственно, и последствия для нарушителя те же – штраф на месте.
И вот в Госдуме задумали ввести тот же порядок повсеместно в России – везде, кроме баров и личных жилищ. Неужели будем, как в Штатах – оборачивать бутылки в бумажные пакеты? Но ведь российский милиционер – не американский полицейский, знающий наверняка, что в пакете, но формально не имеющий оснований предъявлять претензии. У нашего не заржавеет подойти, развернуть пакет и получить свою мзду.
Того, что новое ограничение лишь увеличит мздоимство, не могут не понимать в Госдуме. Но все равно идут на этот шаг, несмотря на провозглашенную президентом Путиным после недавней серии ужасных терактов борьбу с коррупцией в правоохранительных органах, сыгравшей, по его мнению, не последнюю роль в случившемся. Да и вообще, после подобных событий, казалось бы, у парламентариев должны быть дела поважнее.
Но не за общественный порядок борются депутаты и не за трезвость населения тем паче, а за возможность хоть как-то оправдать свое депутатство. Нынешняя Дума сегодня представляет собой технический орган по оформлению президентских идей в законы. В этой системе депутаты практически лишились кормежки. А затраты на предвыборную кампанию «отбивать» надо. Да и вообще многие из народных избранников не привыкли сидеть без дела. В Думах прошлой и позапрошлой было много странноватых и откровенно идиотских инициатив, но нынешний созыв порой создает впечатление массового буйного помешательства. Сразу после окончания шумного действа по внесению поправок в закон «О рекламе», ограничивающих рекламу признанного вдруг слишком вредным пива, первый зампред Госдумы Любовь Слиска заявила о намерении нижней палаты ввести ограничение на рекламу сотовых компаний, поскольку мобильная связь тоже вредная – в частности, пользование ею гипотетически может спровоцировать рак мозга. С таким же успехом можно было инициировать ограничение рекламы, ну, скажем, машинных масел, производимых нефтяными компаниями, – ведь никто не станет спорить, что нефтепродукты тоже наносят людям чрезвычайный вред. С успехом – в буквальном смысле, поскольку гигантам отраслей, которых вдруг в чем-то решили ограничить, гораздо выгоднее расплатиться с депутатами, чем терять прибыли.
После принятия тех же поправок в закон «О рекламе» на телевидении в 2,5 раза сократился объем никому, в сущности, не мешавшей рекламы пива. Теперь за пивоваров вот взялись снова: то ли в тот раз не дали, то ли не все дали, то ли недодали. А главное - депутаты заняты делом, пристроены, так сказать, и хоть какое-то время не будут роптать и пытаться лезть туда, куда "вертикаль власти" не велит.