Государство наращивает свою роль в ключевой отрасли экономики. Создание нефтегазового монстра на базе "Газпрома" очень созвучно и нео-имперским устремлениям менеджеров страны, и "русской душе". Огромный, рыхлый, могучий, с массой возможностей воровать гигант, тем не менее, обречён стать символом России для западных инвесторов и правительств. И инструментом влияния на них же.
Российские власти практически на глазах у всего прогрессивного человечества и собственного населения подготовились провернуть уникальную по эффективности операцию. Одним ударом решены три проблемы, еще недавно казавшиеся неразрешимыми.
Во-первых, избранная на заре приватизации схема передачи активов газового комплекса России в частные руки подразумевала потерю государством контрольного пакета акций компании. С тех пор отношение властей к участию в экономике кардинально изменилось, и несколько последних лет менеджеры "Газпрома" решали задачу возвращения государству контрольного пакета. Задачу удалось решить лишь частично – собрав на счетах "дочек" компании около 17% акций в дополнение к оставшимся у государства 38%. Окончательно передать их правительству никак не удавалось: бесплатно отдать нельзя (другие акционеры возмутятся), а платить никто не хотел.
Во-вторых, правительство было вынуждено установить очень странные правила игры с акциями "Газпрома", ограничив их оборот. Иностранные инвесторы могут владеть лишь 20% акций "Газпрома", а торговля остальными должна проходить только на четырёх биржах. В итоге получилось два слабо связанных между собой рынка: иностранный, где из-за недоступности акции стоят дороже $3, и внутренний, с ценами чуть выше $2 за акцию. Такая ситуация сдерживала рост капитализации компании, а значит, и её возможности по кредитованию, и приводила к недооценке государственного пакета. Кроме того, глухо роптали частные инвесторы, понимавшие, что их вложения должны расти намного быстрее.
Третья проблема – "Роснефть". Этот "чемодан без ручки", с одной стороны, не так уж нужен государству, с другой – совсем не нужен (за реальные деньги) частным нефтяникам. История формирования этого холдинга и работа его менеджмента привели к тому, что компания владеет некачественными месторождениями, отягощена долгами и требует больших вложений в уже начатые проекты.
Одним движением государство изящно решило все три проблемы. Весь пакет акций "Роснефти" передаётся в собственность "Газпрому", а тот в ответ отдаёт государству ровно столько акций, сколько тому требуется для получения полностью легального контрольного пакета. А после этого и рынок остальных акций можно отпустить на волю. Государство намерено освободить рынок акций «Газпрома» от нынешних ограничений. Судя по вчерашней реакции фондовых рынков, и западный и российский рынки восприняли слияние с воодушевлением и начали расти - российский рынок бурно, западный - спокойнее (из-за разницы в цене акций "Газпрома"). И, скорее всего, к моменту отмены ограничений будет найден рыночный компромисс, причем на заметно более высоком уровне, чем сейчас.
Если слияние произойдет так, как объявлено (сделка очень непростая, а потому требует квалифицированной работы ее организаторов), "Газпром" станет одной из крупнейших нефтегазовых компаний мира и одной из крупнейших компаний на всех развивающихся рынках. По оценке аналитиков АТОНа, его доля в индексе развивающихся рынков достигнет 1,5% (сейчас – 0,2%).
Собственно, для иностранных инвесторов не будет другого выхода, кроме как активно инвестировать в русского гиганта, снабжающего газом и нефтью Европу, а в дальнейшем – и Японию с Китаем. А сам он, по словам российских чиновников, со временем должен превратиться в транснациональную корпорацию мирового масштаба. Вероятно, планируются новые приобретения – теперь за рубежом.
Итак, если все планы и мечты правителей России сбудутся, через несколько лет они получат крайне мощный инструмент влияния как на внутреннюю ситуацию (через регулирование поступлений "газпромовских" денег в бюджет), так и на внешние рынки, а значит, и на действия иностранных правительств и организаций. Вряд ли пенсионные фонды – основные инвесторы на Западе – позволят своим правительствам усложнять отношения со страной, в главный актив которой они вложили десятки миллиардов долларов. Да ещё если этот "актив" снабжает их столь необходимой энергией. А значит, "администрация северной трубы" получит полную свободу действий на своей территории.
Кстати, контрольный пакет РАО ЕЭС тоже принадлежит государству. Может быть, нас ждёт создание ещё более грандиозной структуры?