Лондонский беглец Борис Березовский опубликовал в «Независимой Газете» опус под названием «Сон Платона Еленина». Содержание опуса следующее: Борису Березовскому (Еленину) в ночь на 8 сентября приснился сон о том, как Путин приехал в Беслан и покаялся перед жертвами теракта за чеченскую войну, за то, что неправильно понимал, как сделать Россию сильным государством, и не создал на основе раскрепощенной Ельциным России великой демократической державы. Проснулся Платон Еленин после того, как Путин, посоветовавшись с народом, решил пригласить на переговоры Аслана Масхадова.
В свое время Борис Березовский уже не раз демонстрировал свою слабость к различного рода постмодернистским шоу. Однажды он решил построить свое интервью на телемосте в стиле «Намедни» Леонида Парфенова – достал из-под стола предмет, объяснил, что это калейдоскоп, и доказывал одну из своих мыслей, производя определенные манипуляции со стеклышками. Потом он давал интервью в маске Путина. Наконец, паспорт на имя Платона Еленина – также очевидный элемент постмодернистской игры. Теперь, после опубликованного сна, похоже, стала проясняться и содержательная часть выдуманного Березовским персонажа.
Платон Еленин становится аналогом паркеровскому Владимиру Владимировичу™ – причем персонажем и рассказчиком одновременно. Еленин превратился в виртуального персонажа, видящего сны о Путине, так же, как Владимир Владимирович™ видит сны о Борисе Абрамовиче Березовском. Впрочем, видна и разница. Паркеровский персонаж именно потому и интересен, что отделен как от своего прототипа, так и от своего рассказчика, беспристрастного, и не имеющего личной заинтересованности в реальном развитии событий. А отделить Платона Еленина от Бориса Березовского невозможно. И дело не только в том, что опус получился тяжеловесным и неизящным, слишком уж торчит из него очередная надежная схема Бориса Абрамовича.
Даже беглого взгляда на сон Платона Еленина достаточно, чтобы понять: ключевым персонажем опуса является вовсе не Путин, а Масхадов. Путин для того и кается перед народом, чтобы потом «понять, что надо приглашать на переговоры Масхадова». Может, это случайное совпадение, но, по мнению многих, анализирующих поведение боевиков во время теракта в Беслане, тот же самый персонаж должен был стать главным героем эпопеи с захватом заложников.
Чтобы вернуть Россию на 10 лет назад – а очень похоже, что именно эту цель ставили планировщики теракта – надо было воскресить идею политических переговоров с «легитимной властью Чечни». Но как сделать бессмысленного, полузабытого Масхадова политической фигурой? Учинить нечто столь чудовищное, что все забудут о прошлом и примут любую фигуру, способную хоть как-то разрешить кризис. Боевики захватывают 1000 человек, среди которых сотни детей, далее начинаются странные переговоры. Возникает Аушев – человек, связанный с боевиками, и с ним отпускают маленькую часть заложников. Следующий ход несложно предположить – как только российская власть «созревает» до переговоров с Масхадовым, он становится героем-спасителем детей, мира на Кавказе и великим миротворцем, с которым уже нельзя не считаться.
Трудно сказать, что помешало реализации этой схемы. Возможно, простая и трагическая для сотен детей случайность – взорвавшаяся бомба. Но если бы не эта случайность, возможно, сегодня мы имели бы буквальную реализацию сна Платона Еленина и героя-спасителя Масхадова.
Вопрос о том, случайно ли снятся такие сны Платону Еленину, находится не в нашей компетенции, но задуматься о связи лондонских снов и бесланской яви, возможно, имеет смысл.