Август все же оказался и на этот раз черным. Вчерашние катастрофы сразу двух самолетов, летевших из Москвы на юг России, трудно расценить как простое совпадение. Несмотря на осторожные заявления ФСБ, все говорят о спланированном теракте, и имеют к тому немалые основания: самолеты вылетели из одного и того же места в одном и том же направлении, исчезли с радаров почти в одно и то же время, в одном из самолетов перед самой катастрофой сработала сигнализация, оповещающая о захвате, а из другого летчики успели сообщить о нештатной ситуации.
Впрочем, что на самом деле произошло с двумя ТУ в небе над югом России, пока не ясно. ФСБ, как уже было сказано, пока никак не подтверждает версию о теракте, при этом никаких других возможных объяснений катастрофам не дает. Частным порядком многие бывшие сотрудники органов и «неназванные источники» высказывают свои версии, однако это именно версии, ибо все они к расследованию отношения не имеют. Впрочем, версии, разумеется, высказывают и не только люди, близкие к спецслужбам - события прошлой ночи дают обильную пищу для разного рода предположений и наблюдений.
Имеет смысл разобраться с основными версиями.
Первая. Все произошедшее прошлой ночью проходит по ведомству нашего бардака - российские самолеты ни к черту не годятся, российские пилоты сплошь непрофессионалы, а технические службы свою работу делают из рук вон плохо. И вообще в России еще не такое возможно. Однако столь суровое отношение к Родине и состоянию ее авиации не слишком обоснованно. Оно скорее дань традиции, а не сегодняшнему состоянию дел. В той же авиакомпании «Сибирь», которая осуществляла рейс в Сочи, самолетный парк находится в отличном состоянии, а обслуживание в аэропорту «Домодедово» считается лучшим в России.
Другой, и главной пока, версией причин катастроф является классический теракт. Террористы-смертники, изучив систему работы службы безопасности аэропорта «Домодедово», нашли способ пронести на борт взрывчатку, выбрали два рейса, летящих в одно время и в одном направлении, и в обговоренный час взорвали лайнеры. Тут, в общем, все вполне логично, кроме того, большой разброс осколков самолетов подтверждает, что взрыв произошел в воздухе, а не на земле.
Однако многих не устраивает эта версия, точнее, она кажется им недостаточной.
Мы не первый год замужем, знаем, что такое терроризм: у нас и дома взрывали, и метро, и стадионы-аэродромы. Но самолеты до сих пор, когда падали, то без всякой помощи террористов, если не считать за таковых украинские ПВО. Воздушный терроризм непрост в реализации, требует больших подготовительных работ и очень рискован, а потому далеко не самый эффективный, если, конечно, не иметь ввиду дополнительных сценических эффектов, обеспеченных CNN 11 сентября.
Феномен 11 сентября был не в крушении самолетов и даже не в падении небоскребов, а в медийном ударе: весь мир одномоментно дрогнул, осознав полную беззащитность. Ничего подобного минувшей ночью не произошло: все обыватели благополучно спали в своих постелях. И тут возникает третья версия. Ее сторонники указывают на направление, в котором летели самолеты: юг России, а один из них так прямо летел на Сочи. Сочи – главный российский курорт, где в конце августа проводят свои отпуска почти все руководители страны. Более того, там в своей резиденции сейчас находится Владимир Путин.
Самолет, следовавший в Сочи, упал в пустынном месте на границе Ростовской и Краснодарской областей, то есть буквально в минутах лета до цели. Второй самолет, который должен был приземлиться в Волгограде, если следовать этой версии, видимо, призван был страховать первый и, возможно, нанести следующий удар. Но воплотить задуманное им не удалось.
В контексте этой версии на интернет-формах и в частных разговорах многие заговорили о том, что, во избежание атаки на Сочи или Путина, наши истребители вынуждены были самолет (по крайней мере один) уничтожить. Скорее всего, говорить об этом продолжат и дальше: слишком эффектно и одновременно правдоподобно все это выходит.
Что случилось на борту обоих лайнеров, сейчас непонятно и вряд ли выяснится в будущем. Но даже если третья версия справедлива, сбить самолеты – абсолютно правильное решение: те, кто в воздухе, все равно были обречены, но жизни тех, кто был на земле, - Путина, да и простых отдыхающих - оказались спасены. Однако говорить об этом открыто нет и не может быть никакой возможности – никто не готов понять этого. Родственникам погибших не будет внятна никакая целесообразность. Даже американцы, после трех удачных атак 11 сентября, скорее всего, сбившие четвертый «Боинг», сделали все, чтобы представить это как взрыв самолета террористами.
Возможно, версия о сбитых самолетах будет раскручиваться как яркое подтверждение преступности кровавого режима Путина, и это надо иметь в виду всем. Ибо к Путину и его режиму могут быть какие угодно претензии, но использовать вчерашнюю трагедию таким образом - значит перейти границу, за которой уже нет ни политических, ни идеологических разногласий. За этой границей разногласие только одно - между людьми и теми, кого называть таким образом затруднительно.