Недавний визит американского министра обороны в Азербайджан аналитики – и даже некоторые официальные лица в Вашингтоне - почему-то назвали "неожиданным и незапланированным". Ну, побывал Рамсфельд проездом в регионе, пожурил Афганистан за резкий рост наркопроизводства – после чего как-то внезапно надумал наведаться в Баку. Надо полагать - чтобы похвалить, воспользовавшись случаем, руководство Азербайджана за "активное участие в борьбе с террором".
Однако на деле все оказывается далеко не так просто. Злые языки некоторых высокопоставленных, но анонимных источников в США утверждают, что все было ровно наоборот: американский министр обороны именно Баку посетил специально, а вот посещение Афганистана было, в действительности, отвлекающим маневром. Согласно этой версии, Рамсфельд прилетел в Баку "в целях профилактики" от появления у местной администрации собственной политической позиции, которая несколько не укладывается в рамки "Pax Americana".
Как отмечают упомянутые выше аналитики, Ильхам Алиев почему-то начал сбиваться с четко проторенного для него американскими "друзьями" курса. Наследник Гейдара, очевидно, не только основательно усвоил уроки отца, сумевшего наладить в интересах своего государства хорошие отношения практически со всеми своими соседями, несмотря на весьма непростую обстановку в регионе. Алиев-младший, похоже, идет еще дальше, вовсю пользуясь имеющимися геополитическими козырями, которыми щедро наделена его страна.
В США очень тяжело восприняли тенденции сближения Баку с Москвой - включающего и контакты в военной отрасли. А уж связи с Тегераном, потенциальной целью следующей антитеррористической операции - и подавно.
Заметим, что специалисты в Пентагоне делали ставку на Азербайджан не только как на плацдарм в возможной атаке на аятолл – подобные площадки «и так наличествуют». Гораздо важнее для них проживающие в Иране, по разным оценкам, пара-тройка десятков миллионов азербайджанцев, стремящихся к независимости. Недаром Госдеп США начал регулярно отражать в своих отчетах факты ущемления их прав и публиковать данные об их массовом бегстве из Ирана, увязывая это с отсутствием там политических свобод и соображениями экономического порядка. Значительная часть азербайджанских мигрантов из Ирана осели, в основном, в европейских странах и США, создав там с помощью определенных политических сил сильные лобби.
Кроме того, в США очень надеялись, что сын Гейдара "унаследует" отцовские
связи с курдами. До последнего момента именно Азербайджан был, как полагают эксперты, одним из крупнейших спонсоров Курдской Рабочей Партии. Что, как это ни странно, нисколько не мешало параллельно иметь прекрасные связи с Турцией, администрацию которой, как известно, очень сильно "колбасит" от одного только упоминания курдского меньшинства. Молодой Алиев мог стать для американцев тем каналом, через который, к примеру, можно было попробовать столкнуть интересы курдов и верных Ас-Садру шиитов в Ираке. При этом, по имеющейся информации, яблоком раздора должен был стать нефтеносный Киркук. А Ильхам стал бы для турков гарантом того, что курды не воспользуются американо-азербайджанской помощью для нанесения ущерба интересам Анкары.
Однако все эти построения и strategical operational plans, похоже, идут прахом: в Баку неожиданно начали разыгрывать другую карту - свою. В ответ на упреки Рамсфельда по поводу визита в Баку иранского президента Мохаммеда Хатами, его немедленно «ткнули носом» в проблему Нагонного Карабаха. В Азербайджане считают, что именно американцы, являясь "коспонсорами мирного процесса", намеренно тормозят решение конфликта, желая иметь "болевую точку" в регионе для политического торга.
Похоже, вопрос двусторонних отношений Азербайджана и Ирана становится для американцев серьезной проблемой. Рамсфельд на пресс-конференции был не особо оптимистичен: «Мы обсуждали с президентом Алиевым визит Хатами в Азербайджан, но вторую часть заданного вами вопроса [возможная обеспокоенность со стороны США – Авт.] мы не обсуждали».
Разумеется, министр обороны США не уехал из Баку с пустыми руками, ведь молодой Алиев отнюдь не собирается идти на конфронтацию. Но те мелочи, которые главе Пентагона удалось получить в обмен на "тайм-аут в карабахском урегулировании", его совсем не удовлетворяют. Разрешение на введение в страну "временно размещенных мобильных сил", предназначенных для охраны трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, и организация пары военных городков со взлетными полосами, удаленных от иранской границы - это для американцев «маловато будет» - чтобы не сказать «довольно обидно».
Разумеется, в эти городки можно будет ввезти мобильные РЛС - но, по имеющимся данным, у американцев были куда более интересные планы: они положили глаз и на Габалинскую станцию, предполагая "перекупить" ее у России (напомним, что договор о передаче этой РЛС России в долгосрочную аренду был подписан Москвой и Баку в 2002 г.). Но об том на переговорах никто даже и не заикнулся…
Как отмечают западные источники, администрация Алиева несколько успокоила американцев тем, что отнюдь не собирается входить в союз с нефтяными странами Персидского залива. Даже по самым мягким оценкам, заинтересованность шейхов и эмиров в азербайджанском комплексе нефти, живой силе и геополитических факторах более чем высока. И далеко не случайно, что представители совета стран Персидского залива (Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бахрейн, ОАЭ) предполагают до конца года форсировать создание военно-экономического блока с мусульманскими постсоветскими республиками. Американцы были явно довольны позицией Азербайджана по этому вопросу. Что едва ли можно сказать о развитии отношений между Баку и Москвой.
Американцы в общем не против хороших отношений России и Азербайджана, но явно не хотят слишком сильного российского влияния в регионе, причем не только политического, но и экономического. Но сегодня, когда Азербайджан играет свою игру, приходится довольствоваться малым.