В Москве разгорается конфликт вокруг Музея кино. Судя по всему, это уже и не конфликт, а решенное дело. Здание «Киноцентра» на Пресне окончательно переходит в собственность казино-ресторана "Арлекино". Расположенный в этом здании Музей кино будет вынужден летом 2004 года, после XXVI Московского Международного кинофестиваля, покинуть построенные для него хранилища коллекций и кинозалы.
Все началось с того, что в начале 90-х образовалось два союза кинематографистов. Российский и ... Союз кинематографистов СНГ. И те и другие заявили свои права на здание. Здание худо-бедно поделили - большая часть отошла союзу кинематографистов СНГ, создавшему акционерное общество "Киноцентр", меньшая - Союзу кинематографистов России, который безвозмездно передал ее в пользование Музею кино. Под крылом ЗАО «Киноцентр» расцвел казино-ресторан "Арлекино". Музей кино начали выживать. Теперь, похоже, выжили.
Тут самое время сказать несколько слов о самом музее. В России вообще и в Москве особенно всякого рода культурных учреждений немало. Многие из них не нужны никому, кроме своего руководства, многие вполне осмысленны, но по разным причинам не могут выполнять свои просветительские и культурные функции в полной мере. Музей же кино не только на этом фоне, но и по самому высокому счету - уникальная культурная институция. И дело не только в ценнейшем киноархиве, который вопреки российской традиции вполне живой и рабочий. Пока все говорили о падении интереса к культуре, о поколении "Пепси" и бездуховности молодежи, Музей кино работал. И добился беспрецедентных результатов - как в популяризации искусства кино, так и в деле просвещения.
Однако здесь речь вовсе не о конфликте «собственник vs уникальное культурное и национальное достояние», тут совсем другая история. Право собственности? Но ведь решительно непонятно, почему, мягко говоря, совсем не бесспорное право собственности на российской территории кинематографистов СНГ и созданного ими казино-ресторана оказывалось в итоге несомненным, а право собственности уникального культурного центра сошло на нет. Впрочем, как раз все понятно: за «Арлекино» - деньги и очень конкретные ребята, тогда как за Музеем кино всего лишь культурная миссия и интересы страны.
Музей кино уже не мечтает спастись от выселения. Он мечтает о том, чтоб хоть как-то спастись. В частности, он предлагает найти ему другое здание. Среди предложенных - Провиантские склады напротив метро «Парк Культуры». Идея крайне удачная, но тоже далекая от исполнения. Дело в том, что на Провиантские склады глаз положил Зураб Церетели. Тягаться же с ним никакому национальному достоянию не под силу. И не важно, что Церетели и так уже оборудовал под свои музеи, личные особняки и культурные центры многие здания Москвы - Музею кино рассчитывать не на что. Там были одини ребята, тут - другие.
Собственно, не в том проблемы российской культуры, что власть мало заботится и мало говорит о культурном возрождении. Проблемы российской культуры в том, что государство плохо заботится о соблюдении прав собственности, а если начинает говорить о культурном возрождении, так сразу появляются Церетели с многомиллионными бюджетами и пропорциональными откатами. И не Министерство культуры (даже вместе с массовыми коммуникациями), и не правительство, и даже не президент определяет у нас культурную политику. Ее у нас определяют откаты, ну и, разумеется, настоящие пацаны.