Поп-звезда Мадонна отменила приуроченные к годовщине терактов 11 сентября концерты в Тель-Авиве, которые должны были пройти в рамках ее начавшегося мирового турне. Сделать это ее заставили угрозы некой палестинской экстремистской группировки: террористы послали Мадонне несколько писем, где пообещали убить ее саму, ее 7-летнюю дочь и 3-летнего сына.
Поначалу певица не хотела поддаваться угрозам и уступать, но когда преступники помянули ее детей, демонстрируя осведомленность в деталях повседневного распорядка мадонниного семейства, она сдалась. «Мадонна – сильная женщина, но она страшно перепугалась, когда угрожать стали ее детям. Она не готова подвергать опасности жизнь своих детей, они для нее – все в этом мире», – заявил один из друзей певицы.
Здесь следует сказать несколько слов о том, что же собой представляет это одно из центральных на сегодняшний день событий шоу-бизнеса. Помимо вполне предсказуемого набора эффектов – как то черный латекс, усыпанные стразами корсеты, имитация лесбийских совокуплений, шествие беременных женщин под песню "Papa Don't Preach" и сама звезда на электрическом стуле – по появившейся в прессе информации, шоу будет носить ярко выраженный антивоенный характер и должно стать максимально политизированным. Так, на огромных экранах на сцене будут показаны кадры с изображением убитых иракцев, а в качестве кульминации предполагается «политическое антивоенное заявление» в виде знаменитой композиции «American Life», появившейся в прошлом году аккурат перед началом войны в Ираке. Во время исполнения песни будут слышны взрывы бомб, а на экранах будет демонстрироваться военная хроника. В скобках заметим, что это та самая песня, на которую в прошлом году Мадонна сняла вызывающий антивоенный и антиармейский клип, но на волне первых успехов американцев в Ираке отказалась его показывать, быстро заменив на другой - совершенно аполитичный.
Буквально за пару дней до начала мирового турне Мадонны (и, соответственно, известия об отмене израильских концертов) состоялась другая политическая и антивоенная акция – вручение призов Каннского кинофестиваля. Церемония его закрытия превратилась в настоящую антиглобалистскую (читай – антиамериканскую) левацкую манифестацию. Мало того, что «Золотая пальмовая ветвь» была присуждена скандальному антибушевскому «Фаренгейт 9/11» Майкла Мура, так еще и вся остальная раздача наград оказалась в высшей степени политически демонстративной. Приз второго жюри (конкурс короткометражек и выпускников главных киношкол), которое возглавлял Никита Михалков, достался Йонасу Гернету, произнесшему пламенную речь с финальным призывом: «Хочу сказать тем, кто увидит эту церемонию в Америке: не голосуйте за Джорджа Буша!» На что зал откликнулся бурными аплодисментами. Затем последовало вручение собственно основной «Золотой ветви» Муру с произнесением им фирменного спича про «кровавый режим Буша», который у него уже отскакивает от зубов как «Отче наш», – также сопровождаемое несмолкающей овацией. Ну а напоследок еще и приз за лучший дебют «Золотая камера» жюри во главе с Тимом Ротом отдало фильму «Ор» палестинки Карен Кедайя, которая также не преминула произнести речь, – антиизраильскую, разумеется: о рабском положении угнетенного палестинского народа. В итоге журналисты с энтузиазмом писали о том, что со времен знаменитого 68-го года (когда фестиваль был просто сорван революционной кинообщественностью) Канны ни разу не были так очевидно политически ангажированы.
Все эти события происходили на фоне обрастающей все новыми и новыми отталкивающими подробностями истории с заключенными «Абу-Грейб», сюда же подверстанной истории с расстрелянной иракской свадьбой и общим полным провалом американской политики в Ираке, доведенном уже почти до грани хаоса. То есть не то чтобы американский президент святой и от него сияние исходит, и он никак не заслуживает такого к себе отношения. Речь вовсе не об этом. Речь о другом – о том, что творится в головах у тех европейских и американских интеллектуалов, которые с праведным гневом встали сегодня на защиту общечеловеческих ценностей.
Тем, кто устраивал овации антибушевским и пропалестинским речам в каннском Дворце фестивалей, стоило бы сделать некоторое усилие и вспомнить, что перед вне всякого сомнения отвратительными эпизодами иракской кампании происходило кое-что другое – а именно 11 марта в Испании, например, да и много чего подобного еще. Какой же степенью доверчивости и наивности, если не сказать жестче, надо обладать, чтобы приходить в экстаз от таких дешевых трюков как монтаж стык в стык кадров родственников Бен Ладена и улетающего самолета под закадровый комментарий о том, что вот они покидают Америку в тот момент, когда все американские аэропорты закрыты. Создается полное ощущение, что в сознании этих людей установлены какие-то специальные непроницаемые перегородки, не позволяющие сделать несколько последовательных умственных операций. Да, иракская война – политическая авантюра, да, Буш, вполне возможно, идиот, самым бездарным образом проваливший весь пафос борьбы с терроризмом, да, пытки заключенных омерзительны. Но сам терроризм – угроза вполне реальная.
Можно, конечно, устраивать пацифистские демонстрации, сочувственно аплодировать речам о правах палестинского народа, призывать к миру во всем мире и показывать виды убиенных иракцев во время своих шоу. Только следует все-таки отдавать себе отчет в том, что потом от вас могут потребовать вывести ваши войска – предварительно для большей убедительности взорвав несколько поездов с вашими согражданами. А потом, когда вы сделаете это, вас могут попросить, например, отменить ваши концерты в неправильной стране – предварительно пообещав в противном случае убить ваших детей. И вы отмените.