После трехмесячного антракта снова на арене замгенпрокурора Колесников. Один из главных героев прошлого года три месяца был не у дел, и многим даже стало казаться, что больше мы не услышим его глубоких рассуждений о том, как нам обустроить Россию и посадить олигархов. Но он все-таки вернулся. Причем почти столь же эффектно, как появился в конце прошлого года.
Первым его хитом стало заявление о необходимости сажать всех ваххабитов. Он так и предложил - ввести в УПК статью «за ваххабизм». Слышать такое от замгенпрокурора не просто странно, а дико, ибо подобное заявление прямо попадает под статью «за разжигание религиозной розни». Если уж попала шлея под хвост и человек забыл о том, что он прокурор и должен следить за соблюдением закона (а вовсе не нарушать его), то и тогда здравый смысл подсказал бы: ваххабизм – государственная религия Саудовской Аравии, а значит, реализация подобного предложения должна привести к разрыву дипломатических отношений с этой страной - и это как минимум. По-хорошему - это объявление войны.
Впрочем, после прошлогодних шоу замгенпрокурора никто и не ждал от него какой-либо адекватности. Умные люди покрутили у виска и задумались о том, чего это вдруг он вернулся на арену. Тем более, что следующий номер не заставил себя долго ждать.
Вчера, выступая в Госдуме, Колесников заявил, что прокуратура требует пересмотра порядка возмещения НДС при экспорте и у нее уже есть свои наработки по решению этой проблемы. Где прокуратура, а где НДС? Какие наработки могут быть по этому поводу у прокуратуры? Что вообще имеет в виду г-н Колесников?
Проблема возврата экспортного НДС действительно существует. НДС – налог на потребителя и не может распространяться на экспорт, ибо потребители у таких товаров иностранные (иначе налогообложение получается двойным). В этом случае, заплатив НДС при производстве товара, предприятие имеет право, после того как товар отправлен на экспорт, получить назад уплаченную сумму. Разумеется, многие предприниматели пытаются вернуть НДС не только за вывезенный из страны товар, но - используя схемы лжеэкспорта - и за то, что остается в России, а самые ушлые - вообще за несуществующую продукцию.
Правительство давно уже думает, как минимизировать потери от лжеэкспорта. Последней его светлой идеей в этой области была система спецсчетов. Однако когда о ней стало известно деловой общественности, ее недовольство едва не достигло геркулесовых столпов. Предприниматели были весьма мало рады перспективе на много месяцев помещать немалую часть своих оборотных средств под сукно. Правительство обещает вскоре предложить новый вариант системы возврата НДС, но бизнес уже заранее изготовился встречать его в штыки.
В этой ситуации заявление Колесникова весьма кстати. Злой замгенпрокурора заявляет о том, что у него «есть наработки» - все смертельно пугаются, сушат сухари, а потом доброе правительство предлагает свой вариант. После чего все безумно радуются спасению от злого замгенпрокурора и страшно благодарны доброму правительству, а особенно президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину.
Показательна в этом смысле реакция одного из чиновников Минфина, который сообщил корреспонденту «Ведомостей», что Минфину такие заявления только на руку, вспомнив, что после предыдущего шоу с участием Колесникова (по поводу ЮКОСа) «налоговая дисциплина компаний значительно улучшилась».
В общем, замгенпрокурора делает полезное дело: исполняет роль злого следователя и тем самым способствует укреплению авторитета власти и «налоговой дисциплины». Другое дело, что Генпрокуратура – это тоже власть и важнейший элемент государственной структуры, и, жертвуя ее авторитетом, власть, по сути дела, жертвует авторитетом закона.
Впрочем, в имеющейся системе у нее не остается другого выхода. Нынешняя вертикаль власти выстроена таким образом, что держится только на одном институте – президенте. Остальные государственные институты выполняют абсолютно вспомогательную роль. Но это еще полбеды. Старательное укрепление института президента привело к тому, что он оказался в очень слабом положении. Система требует от президента принятия только мудрых, справедливых и всех устраивающих решений. В реальности это невозможно, особенно если что-то делать (а президент, скорее всего, и вправду намерен что-то делать). В этой ситуации приходится жертвовать другими институтами, превращая их в труппы клоунов (добрых и злых). На наших глазах в клоунскую труппу превратилась Госдума, отчасти Совет Федерации (усилиями спикера), Генпрокуратура. Теперь, видимо, очередь скоро дойдет и до правительства – собственно, Фрадков, скорее всего, и был выбран как идеальный кандидат на эту роль.
Получается замкнутый круг. С помощью превращения государственных институтов в клоунские труппы нынешняя вертикаль власти может держаться и функционировать, но цена за это оказывается непомерно большая – уничтожение государства как такового. Обрушение же вертикали власти и подтачивание института президента в нынешних условиях губительно не менее.
Впрочем, вряд ли ситуация столь уж безвыходная. При наличии властной воли и ясного понимания ситуации вполне можно и разорвать порочный круг. В частности, за очередную клоунаду отправить в отставку г-на Колесникова, а еще лучше и вовсе реорганизовать прокуратуру, оставив ей только контрольные функции. И потихоньку снижать градус всенародного преклонения перед Путиным, тогда и институт президентства не будет столь шаток.