Встреча нового премьера с представителями РСПП получилась весьма показательной.
Когда накануне Олег Дерипаска заявил, что диалог бизнеса и власти исчерпал себя, все восприняли это как призыв к капитуляции. Однако судя по тому, как прошла встреча и что на ней говорилось (в том числе и самим Дерипаской), никакой капитуляцией даже не пахнет. Нет, разумеется, никто никаких ультиматумов правительству не ставил, однако общее недовольство - как теми шагами, которые правительство уже предприняло, так и теми, которые намеревается предпринять, - было высказано вполне недвусмысленно.
Впрочем, недовольство это было разнонаправленным. Одни пеняли на административные барьеры, другие - на неадекватность правительственных прогнозов, третьи - на непродуманную налоговую реформу, четвертые - на антилиберальные меры, которые прикрываются либеральной риторикой. Хор бизнесменов был на редкость разнороден и объединяла его только одно - растерянность. Причем ощущалось, что линию на социальную ответственность все готовы принять и проводить не за страх, а за совесть, только вот никто не может уразуметь, что же именно под этим понимает власть.
Фрадков, впрочем, вовсе не намерен был отвечать хоть сколько-нибудь конкретно и предлагал бизнесменам ничего не значащие мантры про борьбу с бедностью, готовность «встраиваться в решение вопросов эффективного использования ресурсов" и "поиск оптимальных путей развития экономики", внедрение новейших технологий и подтягивание инфраструктуры. Единственное хоть сколько-нибудь живое слово он произнес в самом начале, когда в качестве приветствия напомнил, что со многими уже встречался в налоговой полиции, правда, тут же оговорился, что "в хорошем смысле".
Иными словами, пока бизнесмены через РСПП отстаивали свои интересы, диалог был хоть и напряженный (вспомним хотя бы знаменитую перепалку Путина с Ходорковским), но весьма содержательный и продуктивный. Теперь же, когда бизнесмены решили заботиться не только о себе, а и о стране, то даже и самого разговора по большому счету не вышло.
Бизнесмены не понимают языка абстракций и лозунгов, на котором сегодня говорит власть, и которые с лету ловят чиновники всех уровней. Но и своего языка - не для лоббизма, а для ясного формулирования позиции - у бизнеса тоже не нашлось. Вот так теперь и разговаривают - как глухой с немым.