GlobalRus.ru | Ежедневный информационно-аналитический журнал.
 
 
 
     Потребности     
     Арабески     
 Форум 
     Государственный Клуб     

Смерть не страшна

Памяти Никиты Богословского

Скончавшегося в ночь на 4 апреля композитора Никиту Богословского похоронят на Новодевичьем кладбище. Перед этим состоится отпевание в церкви в композиторском Брюсовом переулке. Во время гражданской панихиды выступят деятели искусства, друзья, коллеги. Будут произноситься заезженные фразы о том, что от нас ушел, безвременно скончался, легенда отечественного музыкального искусства, родоначальник и основатель, прекрасный человек, его песни всегда будут любимы народом, большой мастер, навсегда останется в наших сердцах... Все это будет. Вокруг гроба будут стоять люди и думать каждый о своем. Потому что надгробных речей никто никогда не слушает.

Но самому Никите Владимировичу было бы скучно на собственных похоронах. Он был веселым, искрометным, неунывающим человеком. Человеком огромного таланта - не только композиторского, но и таланта жить. Среди довольно унылой советской богемы Богословский был знаменит своими розыгрышами. Однажды он подговорил друга, знаменитого композитора Соловьева-Седого сходить в баню. Мол, открылась новая баня, очень хорошая, элитная. Соловьев согласился. Богословский посадил его в машину и куда-то повез. Автомобиль петлял по каким-то улочкам, остановился в темном дворе. Друзья вышли, неся в руках заранее приготовленные веники. Вошли в дверь и пошли по коридору, обшитому дубовыми панелями. Соловьев-Седой стал нервничать: что, мол, за баня такая странная? Богословский успокаивал друга: сейчас, сейчас... Композиторы попадают в предбанник, Соловьев - близорукий, в очках с толстыми стеклами, - раздевается, берет полотенце и шаечку. Богословский указывает Седому на дверь в парилку. Тот входит - и оказывается в ресторане Союза композиторов.

В 1973 году на стол председателю Союза Композиторов СССР Тихону Хренникову легла международная телеграмма. "ПОЗДРАВЛЯЮ КОМПОЗИТОРА ТАРИВЕРДИЕВА ОГРОМНЫМ УСПЕХОМ МОЕЙ МУЗЫКИ ВАШЕМ ФИЛЬМЕ СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ ВЕСНЫ ТЧК ФРАНСИС ЛЕЙ". Поднялась страшная паника: известнейший французский композитор обвиняет советского коллегу в прямом плагиате. Может возникнуть международный скандал. Хренников делает немедленные оргвыводы: запретить музыку Таривердиева в кино, на радио, в театре. С автором мелодий к "Семнадцати мгновениям весны" перестают здороваться коллеги. Впереди маячит обструкция и исключение из Союза. Отчавшийся Таривердиев дозванивается до Франсиса Лея в Париж. Тот отвечает, что не посылал никакой телеграммы и выражает свое согласие дать опровержение. И дает. До сих пор наиболее вероятной версией  случившегося является та, что Никита Богословский пошел на Центральный телеграф, взял международный бланк и наклеил на него соответствующие слова.

Говорят, в 1938 году Богословский придумал уморительный розыгрыш: он опечатал квартиру своего приятеля, уехавшего на дачу. Жена отдыхающего, подойдя к двери, лишилась чувств. 

Но в одном из недавних интервью Никита Владимирович, которому уже было под девяносто, вдруг сказал примерно следующее: «Я прожил очень долгую жизнь. И я хотел бы попросить прощения у всех. И у тех, кого уже нет, и у тех, кто еще жив. Я хотел бы попросить прощения за все то зло, которое я им сделал».

В устах патентованного шутника и балагура эти слова  не показались шуткой. Они  прозвучали как-то даже диковато. Кто еще делал подобные признания - публично, с экранов, перед лицом миллионов телезрителей? Похоже, что никто. Да и зачем? Ведь все равно над гробом прозвучат одни и те же слова: от нас ушел, безвременно почивший, глубоко скорбим, навсегда останется в наших сердцах...

Вот и сейчас повторяют: с Богословским ушла целая эпоха, целая культура. Это верно. Как верно и то, что с ним она и пришла. Никита Владимирович Богословский, советский композитор старшего поколения, обласканный сталинской тиранией классик соцреалистического кошмара, лауреат бесконечных премий, мастодонт и столп, глыба, неприкасаемый, небожитель, представитель привилегированного советского класса, обедавший чуть ли не ежедневно в "Национале", был на самом деле не таким уж и советским, если не антисоветским композитором. При том что советский народ и в самом деле знал, любил и пел его песни. Советский народ, конечно, и был тот самый пипл, который, как говорится, схавает, но все же несколько странновато было, что он хавал то, что накладывал ему в миску Никита Богословский.

Коллективное сознание требовало коллективных песен. Звезда Исаака Дунаевского взошла вовремя. Одно сплошное "мы". "А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер", "нам песня строить и жить помогает", "нам нет преград и в море, и на суше" и так далее. Марши, марши, марши. Даже лирически-вальсовая вроде бы песня "Дорогие мои москвичи" путалась в местоимениях множественного числа: "Что сказать вам, москвичи, на прощанье? Как наградить нам вас за вниманье?". Так  отрабатывалась нечуждая русскому народу идея соборности. Отрабатывалась неплохо. Для счастья и задора был позаимствован еврейский мелос. "Купите бублички", "Семь сорок" и еще десятки мелодий еврейского местечка были взяты за основу тех песен, которые должен был петь весь народ. И народ с потрясающей готовностью запел.  По своему музыкальному рисунку все эти новые народные песни не имели ничего общего с русской народной песней. Но народ пел, и глаза его слезились от счастья. "Широка страна моя родная!" - напевно выводила вся страна, не слыша, что вся напевность достигнута композитором Дунаевским лишь за счет простого замедления темпа, а стоит вернуть нормальный темп - можно закладывать большие пальцы за жилетку и пускаться в пляс. Да что там Дунаевский!.. Легендарная "Катюша", производившая впечатление чего-то даже более нутряного, чем  кокошник с сарафаном, поется на классическую местечковую мелодию. Матвей Блантер не удосужился поработать ни с ритмом, ни с нотами. И ничего. Пипл схавал, как видим. Прильнул к этим мелодиям, сроднился с ними, пропустил их через свою широкую неизъяснимую душу и теперь не отдаст обратно жидам. Никому и ни за что. Известен случай с композитором Баснером, который отказался подвезти двух голосовавших на дороге пьянчужек и получил за это дежурную "жидовскую морду", а затем и мирный музыкальный привет вслед своей уходящей машине: "У незнакомого поселка... На безымянной... вы-соте!".

Что-то, конечно, осталось от тоскливого русского мелоса. Он слышится в Соловьеве-Седом, местами в Свиридове, в его фильдеперсовых, мещанских мелодиях, слышится, кое-где, у того же Баснера: его превосходная стилизация под цыганский романс "Белой акации гроздья душистые" и впрямь убеждает. Никита Богословский, не менее именитый, не менее успешный, не менее лауреат, не менее мэтр, не представлял ни мейнстримную, ни остаточную, периферийную линию. В его музыке не было ни местечковой, ни русской народной основы. Удивительно вообще, как он при этом умудрился стать статусным советским композитором.

Главный хит Богословского "Темная ночь", во-первых, начисто лишен даже привкуса коллективизма. Это совершенно интимное, вполголоса произносимое признание. Антисоветское по сути своей. В то время как вокруг рвутся снаряды, батарея - огонь, армия сражается и наступает, когда нас в бой пошлет товарищ Сталин и первый маршал в бой нас поведет, - в это самое время Бернес обращается к своей дорогой подруге под тихий гитарный аккомпанемент, только пули свистят по степи. Это лирическое объяснение в любви, эти два сердца наедине друг с другом, а не со страной и народом, - как и семь минут музыки в сцене в кафе из "Семнадцати мгновений весны", в уворовывании которой у французского композитора Лея обвинил Никита Богословский Микаэла Таривердиева, - это шансонная, парижская, говоря условно, ив-монтановская традиция, советскому официозу чуждая, вредная и незнакомая. Оборачивая этот шансон то в производственную ("Спят курганы темные, солнцем опаленные"), то в молодежную романтику ("Уходит бригантина от причала, мои друзья пришли на торжество"), а то и даже в местечково-бабелевский привозный флер ("Шаланды, полные кефали"), Богословский успешно выдавал его за то, чем он не являлся по сути, и, выдавая, продавал.

После него это делали очень и очень многие, но он был едва ли не первым. Хором его песни петь невозможно. За столом, раскачиваясь из стороны в сторону, тянуть их пьяными голосами - тоже как-то неловко. Конечно, Богословский не понимал, что он делает. И никакой осознанной цели культивировать и прививать шансон у него не было. В 60-е годы, когда появились Окуджава и авторская песня, Богословский уже совсем заматерел, сделался монументальным мэтром и отцом-основателем. Того, чего не основывал. Его всегда причисляли не к тем, его ставили в один ряд с другими. Он постепенно старился, ничего больше не писал, получал только огромные авторские с исполнения своих старых песен, носил бабочку, темные очки, его можно было бы назвать стилягой, а можно - смешным монпарнасским стариканом, бывшим художником или бывшим модным журналистом. Богословский как-то очень естественно стал постоянным автором полосы юмора в "Литературной газете", выпускал веселые книжки для городской и сельской интеллигенции, давал интервью, желчно комментировал бездуховность, которая вторгается в музыкальную культуру, состарился, одряхлел, шутил из последних сил, в день празднования 90-летия сказал, что столетия не будет, потому как надоело, и вот - умер.

Он успел попросить прощения за свои злые шутки. Может быть, когда-то они казались ему вполне безобидными. Почему бы и не развлекаться, если мы - la boheme? - будто спрашивал Богословский. И эта легкость, с которой он устраивал свои розыгрыши, переступая грань, не заботясь о последствиях, о реакции, о нервах, - в чем-то она была сродни той легкости, с которой он тащил сквозь пласты чудовищного коллективного официоза одинокий голос человека, который поет про дорогую подругу свою, а вокруг только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают. 

05.04.2004
Алексей Пантыкин

Версия для печати
Обсудить

Все Комментарии


Экспресс-аналитика

Перейти
27.12.2007
С наступающим Новым годом всех наших читателей!

26.12.2007
Отложенный бойкот. Немцов снялся с выборов

26.12.2007
Правосудие превыше доказательств. В Молдавии оправдали убийцу корреспондента НТВ Ильи Зимина

25.12.2007
Русский народный Интернет. В Сети могут появиться домены на национальных языках, в том числе зона «.рф»

25.12.2007
Обезьянник для оппозиции. Дочь Шендеровича выпустили до суда, но могут посадить на 15 суток

24.12.2007
Заколдованный банк? Погиб второй за месяц топ-менеджер ВТБ

21.12.2007
Домой с чистой совестью. На праздниках в Швейцарии бесплатно развозят по домам выпивших граждан

21.12.2007
Еще больше единой Европы. Шенген расширился на 9 стран сразу

21.12.2007
Большая газовая дружба. Россия, Казахстан и Туркмения подписали соглашение о Прикаспийском газопроводе

20.12.2007
Президентом Южной Кореи станет кандидат от оппозиции. Его выбрали за экономические лозунги


Реплики

Перейти
26.12.2007   
Лучше стать канадцами, чем бразильцами
Своевременный вывод экспертов
Сергей Шелин

25.12.2007   
Я на Я пошел войною
Лидер "Яблока" вырастил себе достойного клона
Юрий Аммосов

21.12.2007   
Еще один год большого перехода
Продолжение эпохи или ее финал?
Сергей Григоровский

18.12.2007   
Агитпроп для Уолл-стрита
Чему их учат о России
Сергей Шелин

13.12.2007   
Новейшее российское волеизъявление
Итоги думских выборов
Петр Ильинский

11.12.2007   
Так побеждают инфляцию
Оптимизм чиновников сильнее экономики?
Сергей Шелин

10.12.2007   
Черные дни Черного континента
Саммит в Лиссабоне закончился провалом
Максим Артемьев


  Архив комментариев
 

Комментарии

Перейти
26.12.2007   
Планка отчуждения
Поколение 40-летних вывели из пенсионной реформы
Михаил Пироговский

25.12.2007   
Буря в стакане шампанского
Пятая Дума провела первое заседание
Александр Майоров

21.12.2007   
Будь, что будет
США и ЕС готовы признать Косово в обход ООН
Алексей Ерёменко

20.12.2007   
Избиратели без партий
Либеральное движение после выборов
Михаил Пироговский

19.12.2007   
Конец и вновь начало
Рада утвердила правительство Украины
Александр Майоров

18.12.2007   
Ах! Боже мой! он карбонари!
Милиция борется с литературными вольностями
Алексей Ерёменко

17.12.2007   
Злой следователь сделал свой ход?
Зачем Москва ссорится с Западом
Михаил Пироговский

14.12.2007   
«Да, смерть!»
Нацболы и логика силовиков
Александр Майоров

13.12.2007   
По чайной ложке в час
Оранжевые пытаются утвердить премьера
Алексей Ерёменко

12.12.2007   
Путин не будет хромой уткой
Медведев позвал президента в премьеры
Алексей Еременко, Николай Шидловский

11.12.2007   
Либеральный реванш
Путин выбрал Медведева
Михаил Пироговский

10.12.2007   
Призрак кровавого режима
ФСБ опять обвинили в убийстве Литвиненко
Александр Майоров

07.12.2007   
Оперативность с подвохом
Ющенко предложил Тимошенко в премьеры
Михаил Пироговский

06.12.2007   
Коммерсанты против силовиков
Продолжается скандал вокруг интервью Шварцмана
Алексей Ерёменко

05.12.2007   
Разрядка с санкциями
США засомневались, делает ли Иран бомбу
Александр Майоров

04.12.2007   
Отечество в безопасности
Чавес проиграл референдум в Венесуэле
Алексей Ерёменко

03.12.2007   
В едином строю
Предварительные итоги думских выборов
Михаил Пироговский

30.11.2007   
Прорыва не будет, зато жизнь продолжается
Оранжевые партии договорились о коалиции
Алексей Ерёменко

29.11.2007   
Стихи и проза, лед и пламень
Переговоры по Косово провалились
Александр Майоров

28.11.2007   
Трудовая Кунсткамера
«Форд-Всеволожск» продолжает забастовку
Михаил Пироговский

27.11.2007   
Верноподданное попрошайничество
«Единая Россия» оказалась в центре скандала
Алексей Ерёменко



Суждения

Перейти
26.12.2007
Крестовый поход из гетто
Русская церковь в уходящем году
Владимир Можегов
21.12.2007
Всемирный банк поставил Россию на место
С которого не так просто сойти
Сергей Шелин
18.12.2007
Ожидаемая неожиданность
Все было объявлено заранее, только этого не хотели замечать
Петр Ильинский
14.12.2007
Что может быть после марта-2008
Границы нового курса
Сергей Шелин
11.12.2007
Exit
Поколение бэби-бумеров состарилось
Юрий Аммосов
07.12.2007
Гидра сепаратизма
Признавать ли России Абхазию и Южную Осетию
Дмитрий Нерсесов
03.12.2007
Дети подземелья, или Плоды просвещения
Ваххабиты из деревни Погановка выращены Церковью
Владимир Можегов
30.11.2007
Возвращение к гражданской войне
В ответ на суждение Петра Ильинского
Сергей Шелин
26.11.2007
Память о гражданской войне
Чтить жертвы важнее, чем помнить расстрельщиков
Петр Ильинский
23.11.2007
Мавр сделал свое дело
Предвыборные перспективы Саакашвили
Дмитрий Нерсесов
20.11.2007
Советизация нашей экономики
Непризнание проблем как способ их усугубления
Сергей Шелин
16.11.2007
1917-2017. Эпоха великой Скорби
Как примирить триумф и трагедию русской революции?
Владимир Можегов
12.11.2007
Потрясения в информационном поле
Мировые СМИ и чрезвычайное положение
Петр Ильинский
Все суждения Перейти
 
Потребности    Арабески    Карта сайта    О проекте    Авторы    GlobalRus.ru © 2002–2007 дополнительно Кнопка Рамблера