"Кстати, именно в 90-е гг. возникло представление о всесилии неких политтехнологов - людей, которые якобы способны восполнять отсутствие реальной политики в тех или иных областях хитроумными виртуальными продуктами одноразового использования"
(«Кризис либерализма в России», Михаил Ходорковский, частное лицо, гражданин Российской Федерации).
В романе Умберто Эко «Баудолино» герой пишет письма своей возлюбленной и сам за нее отвечает, потом опять пишет, потом опять за нее отвечает. Исписанные во время бессонных ночей листы он оставляет в библиотеке парижского аббатства, в результате чего человечество обретает один из величайших шедевров литературы Средневековья - переписку Абеляра с Элоизой.
Из переписки Ходорковского с Белковским шедевра очевидно не получится, но и цели такой автор сего творения не ставил. К цели мы еще вернемся, а сейчас по существу.
Статья Белковского, появившаяся сегодня в тех же «Ведомостях» на том же самом месте, где вчера было опубликовано воззвание Ходорковского, после вчерашних категорических заявлений политолога о непричастности к письму, выглядит весьма странно. Не менее странна и выбранная стилистика: Белковский, как старший товарищ, похлопывает по плечу раскаявшегося в грехах олигарха. «Вот и Вы с нами теперь, Михаил Борисович, а ведь как кочевряжились, ну да ладно, кто старое помянет, тому глаз вон».
Даже если бы вчера не было бы всего этого скандала со Степановым, сегодняшнее письмо Белковского сыграло бы ту самую роль. Смысл сегодняшнего текста Белковского в том и состоял, чтобы для всех стало ясно, кто написал вчерашний текст Ходорковского и кто вообще за всем этим перерождением олигарха стоит.
И ведь действительно, эффектно получилось. Сами пишем, сами отвечаем, сами себя разоблачаем. Тихо сам с собою я веду беседу - на страницах газеты "Ведомости". Баудолино - политтехнологу при дворе Фридриха Великого - такое при всем его таланте и не снилось. Зачем все это?
Во-первых, действительно все вышло крайне унизительно для Ходорковского. И для всего, с чем он был связан. «Ходорковский - знамя элиты 90-х гг. Человек-доказательство состоятельности тех ценностей, под бременем которых мы жили с момента распада СССР» (это из сегодняшнего Белковского).
Во-вторых, все вышло крайне унизительно для тех, кто действительно считает, что «необходимо оставить в прошлом космополитическое восприятие мира. Постановить, что мы - люди земли, а не воздуха. Признать, что либеральный проект в России может состояться только в контексте национальных интересов. Что либерализм укоренится в стране лишь тогда, когда обретет твердую, неразменную почву под ногами». Они приняли текст Ходорковского за попытку выйти из тупика, в котором оказался наш либерализм, но им дали ясно понять, что их здесь не стояло, что это не про смыслы, а про разводки.
В-третьих, все вышло крайне унизительно для общества. Общество опять посчитали за статистов - статистам опять подсунули фальшивку и даже не удосужились спрятать концы в воду.
О важнейшем значении унижения для механизма подавления много писали. Зачем надо было заставлять участников процессов 30-х годов клеветать на себя и всенародно каяться? Именно затем. Врага мало разбить, его надо унизить – только так можно быть уверенным, что он окончательно уничтожен.
Тут по сути дела то же самое. Эти господа в меру сил и возможностей запускают механизм подавления и ясно показывают, что все теперь зависит от них: и благосостояние, и свобода, и честь. Что нет никакого общественного мнения помимо их, нет никакого государственничества помимо их, и либерализма тоже никакого нет.
Они долго ждали, и вот они, наконец, пришли. Забрать недополученное в 90-х и отомстить «им» за ту страшную боль, которую все это время причиняли их автомобили, их особняки, их миллиарды, их черепашьи супы и их жены.
Эффект дела ЮКОСа уже отработан, унижение Ходорковского - последний аккорд этой истории. Теперь нужны новые жертвы. Бизнесменов трогать, скорее всего, не будут, а то, не ровен час, так перепугаются, что и страх забудут. Да и незачем, есть куда более очевидные злодеи, чем Дерипаска или Вексельберг.
Собственно, покаяние Ходорковского в каком-то смысле заявка на следующую кандидатуру в СИЗО №4. И вчера это многие поняли. От Путина ждут принесения жертвы. Путин пока упирается, думает, что он президент, власть и все такое, но механизм запущен, алтарь очищен, так что готовьтесь с вещами на выход, Анатолий Борисович, за вами пришли.
В письме за подписью Ходорковского есть слова про то, что Путин - единственная сила, способная обуздать партию национального реванша. Если вдуматься в смысл письма, это выглядит, как наглая насмешка над Путиным и его властью, однако, может, еще рано сдаваться. Может, и впрямь Путин - президент и власть, и тогда вместо унизительного прощения Ходорковского ждет суд – открытый, честный и состязательный. Может, и впрямь не все готовы смотреть на хозяев Белковского, как кролик на удава.
Может, кто-то перестанет играть по их правилам и, встряв в разговор Белковского с самим собою, ясно заявит о том, что обернуться лицом к народу вовсе не значит уничтожить все, что было сделано за последние 12 лет, что "жить на земле" не значит выжигать все живое, что "социальная ответственность" не значит "делиться" с теми, кто возомнил себя право имеющим. А признание того, что "президент - это институт, гарантирующий целостность и стабильность страны", не означает сладострастного жополизания и причмокивания после каждого слова, произнесенного этим самым президентом. То есть, вместо фальшивки, вместо издевательского фарса пора заявить настоящий манифест нового либерализма и новой государственности и не просто заявить, а всеми силами бороться за него.