Дмитрий Козак назначен главой администрации правительства.
Сегодня, когда стало ясно, что все министры фактически остались на своих местах вместе с министерствами, переименованными в федеральные агентства и федеральные службы; что вице-премьеров стало даже больше, только теперь они называются просто министрами; что Фрадков вообще никакой власти не получил, а его первый зам. Жуков будет, в основном, по части связей с общественностью, - Козак со всей очевидностью оказывается не восемнадцатым и даже не третьим человеком в правительстве. Он, по сути дела, назначен его главой или, точнее, первым заместителем его фактического руководителя – президента Путина.
Формально правительство осталось отдельной структурой, у него есть свой премьер, предложенный президентом и утвержденный парламентом, у премьера есть вице-премьер - все как и записано в Конституции. Однако де-факто правительство окончательно стало структурой Администрации президента. Есть старая администрация – ею руководит Медведев, есть новая администрация – ею руководит Козак.
Как мы уже писали, в таком «легитимном перевороте» нет ничего страшного, идея отменить правительство как отдельный властный центр вполне логичная и здравая для президентской республики с ограниченными функциями парламента. Другое дело, что новая система, не закрепленная законом, а действующая по умолчанию, весьма ненадежна и может оказаться ловушкой, в которую попадет и президент, и его первый заместитель в правительстве.
Яснее и логичнее было бы назначить того же Козака премьер-министром, то есть прямым и полномочным заместителем президента в исполнительной власти. Но это по уму, а кроме ума есть еще и аппаратные правила, которые требуют как можно дальше разводить реальное влияние и реальные полномочия. Как бы Путин ни доверял Козаку, пренебречь этими священными правилами он не мог – пацаны не поняли бы. Впрочем, дело не только в президенте. Теневой деятель при государе – должность у нас едва ли не самая почетная и окруженная мифологическим ореолом. Фактические полномочия влекут за собой обременительные требования протокола, председательствование на совещаниях и заседаниях, а тайный советник и серый кардинал ничем таким не обременен: он входит к государю, говорит ему всю правду и делает то, что нужно на благо отечества. Вполне возможно, что и Козак и другие государственные мужи из окружения Путина не чужды этому мифу и сами «благородно отказываются» от формально полномочных должностей.
Собственно, Козак и раньше занимался в Администрации президента всем, не обладая при этом никакими реальными полномочиями. Ему поручали самые важные для президента и страны реформы - от реформы местного самоуправления до реформы недропользования, от судебной реформы до той же административной. Реформы у Козака выходили продуманные и качественные, однако отсутствие полномочий приводило к тому, что по дороге они весьма сильно менялись, откладывались на неопределенный срок или весьма странно реализовывались.
Сейчас аналитики говорят о том, что именно от Козака зависит, станет ли правительство работоспособным и сможет ли нынешняя реструктуризация правительства перерасти в полноценную административную реформу. Его новое положение - главы Администрации-II, с неограниченным доступом к телу президента, вселяет надежды и выглядит хорошим плацдармом для руководства процессом. Однако опять же - никаких ясных полномочий и никакой ясной ответсвенности у Козака нет. Он сам по себе не может почти ничего: ни уволить, ни назначить, ни приказать, ни отменить приказ.
Сколь бы ни был привлекателен миф о теневом деятеле и служении государю (государству) без должностей и званий, сколь бы ни были священны аппаратные законы высшей власти, в реальности полномочия и связанная с ними ответственность - необходимый элемент эффективной деятельности, без них даже при лучших побуждениях выходит все как всегда, или даже хуже.