Путин взял еще одну недельную паузу и огласил список министров. Сделал это сам и от своего лица, будто и не назначал в прошлый вторник никакого Фрадкова. На этот раз Путину не удалось удивить на все сто, но все-таки неожиданностей оказалось куда больше, чем полагали даже привыкшие за последние три недели к сюрпризам аналитики, журналисты и простые обыватели, которые, впрочем, уже успели охладеть ко всей этой свистопляске с правительством.
В итоге все вышло даже неплохо. Административная реформа, о которой Путин говорил как о насущной задаче еще в своем послании Федеральному Собранию 2001 года, наконец, произошла. Количество министерств резко сократилось, остался только один вице-премьер, больше нет ни Госкомрыболовства, ни Госстроя – вместо них теперь «федеральные агентства», не имеющие права издавать нормативные акты. Новые укрупненные министерства составлены. в общем, по уму: Минтранс отвечает за коммуникации, Министерство здравоохранения и социального развития – за все, что связано с социальной функцией государства.
Другое дело, что министерства и вице-премьеры у нас появляются сами собой из воздуха, а потому вскоре может оказаться, что их даже больше, чем прежде - во всяком случае, все предыдущие сокращения и реструктуризации приводили именно к этому результату. Да и федеральное агентство может оказаться тем же министерством, только под другим названием. Это пока они не имеют права издавать нормативные акты, а могут только следить за их применением, - пройдет время, и окажется, что и издавать имеют право, и уже даже делают это вовсю.
Собственно, теперь все зависит от того, пойдет ли административная реформа дальше или остановится на этой предвыборной акции президента. Новые укрупненные министерства не могут нормально функционировать в нынешнем виде. Они должны начать либо размножаться почкованием, либо скидывать с себя балласт лишних функций.
С персоналиями тоже, в принципе, все хорошо. В правительстве Касьянова не было министров, без которых нельзя обойтись, не было там и однозначно одиозных фигур. Поменять могли всех или никого – от этого ничего бы не изменилось. Разве что Кудрин и Греф были в каком-то смысле знаковыми фигурами, но именно они и остались. Многие назначения сами по себе весьма любопытны и вызывают множество самых разных вопросов. Зурабов назначен на важную должность социального министра, но при этом потерял пост главы пенсионного фонда, который с точки зрения финансовых потоков, возможно, куда важнее и интереснее. Или назначение министром природных ресурсов пермского губернатора Трутнева. Что это? Утопление в министерском болоте самого перспективного и успешного российского губернатора или попытка поставить на важный участок либерала-государственника, добившегося у себя в регионе реальных успехов?
Собственно, здесь тоже все зависит от того, как дальше будут развиваться разнообразные обстоятельства. Если новое техническое правительство получит грамотное техзадание, если власть хоть примерно знает, что она хочет, то и с министрами все будет предельно просто: хороший министр – тот, кто справился с задачей, плохой – тот, кто не справился. Однако если все это импровизация на основе предвыборного пиара, благих пожеланий и компромисса интересов разных групп, то министрам, даже самым выдающимся, придется латать дырки и вязнуть в кремлевско-белодомовских интригах.