Официальное заявление Минобороны Нигерии о том, что недавно посетивший эту страну председатель Объединенного комитета начальников штабов Пакистана генерал Мохаммад Азиз Хан предложил Лагосу помощь в приобретении ядерного оружия, означает следующее: нам всем пора «поискать другой глобус». Правда, и Лагос, и Исламабад быстро опровергли сказанное, но слово – не воробей, а дыма без огня не бывает.
Население Нигерии составляет на сегодняшний день 115 миллионов человек, лет через 20 она обойдет по данному показателю Россию. Мусульмане составляют немногим более половины населения страны, однако именно они находятся у власти, причем нигерийский ислам весьма радикален. В Нигерии имеет место жесточайший черный расизм, белому крайне нежелательно выезжать за пределы столицы, да и в ней лучше передвигаться с охраной. То есть, кроме расизма, есть ещё и обыкновенный бандитизм, но расизма это не отменяет - он является официальной государственной политикой. По добыче нефти страна занимает 6-е место в мире, по уровню коррупции – входит в «тройку сильнейших». Поэтому уровень жизни в Нигерии вполне африканский. Формально в стране действуют демократические институты, но после каждых выборов непременно следует военный переворот и к власти приходит очередной генерал-диктатор. Выборы же проводятся обычно для легитимации диктатора, чтобы Запад отвязался.
Нигерия входит в число немногих стран Тропической Африки, у которых есть более или менее реальная армия (у подавляющего числа африканских стран ВС представляют собой либо «законное бандформирование», либо просто небольшой забавный балаганчик). Оружие она покупает, в основном, у бывшей метрополии (Великобритания), однако в 60-е – 70-е годы с Лагосом, несмотря на его перманентно капиталистическую ориентацию, активно заигрывала Москва, поэтому половину танкового парка Нигерии составляют Т-55, а наиболее мощным боевым самолетом в её весьма эклектичных ВВС является МиГ-21.
По совокупности факторов Нигерия – региональная сверхдержава, при этом, как несложно понять из всего сказанного, к «странам-изгоям» её следовало бы отнести с гораздо большими основаниями чем, например, Ирак или Иран. В начале этого года уже появлялись сообщения о том, что Лагос готов приобрести у Пхеньяна ракеты. Якобы, сделка сорвалась. Однако похоже на то, что Нигерия действительно стремится получить как ядерное оружие, так и средства его доставки. В дополнение ко всем прочим особенностям данной страны, можно себе представить уровень технической подготовки нигерийских военнослужащих, а значит, и то, какова будет судьба ракет и боеголовок, оказавшихся в руках этого гордого народа.
Вариант провокации в данном случае маловероятен. Во-первых, не очень ясно, кто кого провоцирует. Во-вторых, сообщения о ядерном сотрудничестве с Пакистаном, как уже говорилось, носили официальный характер. То есть нигерийцы просто «лопухнулись», обнародовав совершенно секретные данные (что, кстати, тоже неплохо характеризует ситуацию в стране).
Ситуация всё больше напоминает заколдованный круг. С одной стороны, необходимо остановить монстров, рвущихся к ядерным ракетам. С другой стороны, направленные на это действия Вашингтона провоцируют даже относительно умеренные страны обзаводиться таким оружием, поскольку только оно более или менее гарантированно защищает от шуток товарища Буша и других товарищей. И никуда от этого не денешься. Конечно, можно себя утешать тем, что ядерное оружие – технология 60-летней давности. Но утешение это слабое - как-то не хочется жить на одной планете с ядерной Нигерией. А другой планеты явно не будет. Впрочем, не исключено, что скоро не будет и этой.