Российский МИД продолжает бороться против проекта нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан. На днях и.о. замминистра иностранных дел Виктор Калюжный в очередной раз обрушился на турецкие власти, ограничивающие проход российских танкеров через проливы Босфор и Дарданеллы. Как считает и.о. замминистра, Турция добивается, чтобы каспийская нефть транспортировалась по ее территории, и для этого чинит препятствия российскому экспорту. Если бы, мол, не турецкая злая воля, Россия могла бы вывести всю нефть из Казахстана и Азербайджана по своим нефтепроводам.
Калюжный прав лишь отчасти. Турки действительно хотят ограничить российский нефтяной транзит. Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан должен заработать уже в следующем году, и его срочно надо загрузить. Но с другой стороны, добыча нефти на Каспии растет такими темпами (только в Казахстане, по некоторым оценкам, к 2015 году она вырастет в три раза), что никаких проливов на это не хватит.
Наша самоотверженная борьба с турецким проектом нефтепровода длится уже десяток лет. На протяжении большей части данного исторического отрезка наблюдался любопытный парадокс: чем более виртуальным казался этот проект всем здравомыслящим наблюдателям, тем больше отечественные руководители проявляли обычно не свойственной им в таких делах изобретательности. Мы плотно работали с курдскими сепаратистами, хитроумно «разводили» Азербайджан и Туркмению, спорящих о принадлежности нескольких месторождений на Каспии (неурегулированность правового статуса этих месторождений мешает их разрабатывать), пытались поставить С-300 на Кипр. Все это напоминало увлекательную игру, за которой как-то забывалось, что ключи от российского нефтяного транзита находятся в руках Турции. Изменив режим черноморских проливов, турки нам об этом напомнили - жестко и нелицеприятно. Игра окончена, Турция все же построит нефтепровод. Теперь надо думать, что это будет означать и что с этим делать.
Пока понятно одно: действуя в рамках старой логики, мы оказываемся в тупике. Ответить Турции нечего. Кто-то, конечно, уже говорит о нефтепроводе в обход проливов, но это нельзя счесть серьезной идеей. Была бы реальная возможность построить такой нефтепровод - его бы уже давно построили.
Похоже, здесь нужно менять саму логику. На самом деле, простите за некоторую туманность слога, проблема заключается в том, что Россия смотрит на Турцию, Каспий и Кавказ сквозь призму собственного опыта XIX века. «Опять проливы!» - говорят, подняв перст к потолку, записные «геополитики». На это видение ситуации накладывается характерное для современной России мнение «нефть - всему голова». Наше внешнеполитическое руководство потому так охотно и откликнулось на предложенную ему игру вокруг БДТ, что игра эта прекрасно накладывалась на выработанный в течение многих лет стиль мышления. Стиль мышления, который предполагает, что Турция - враг. Так вот, должен измениться сам вопрос, который мы ставим к своей внешней политике на турецком направлении. Вместо «как бороться с проектом Баку - Тбилиси - Джейхан?» стоит спросить: «как сделать этот нефтепровод полезным для России?» То есть уйти от конфронтационного сценария отношений с Турцией и другими странами, заинтересованными в этом проекте.
Первым практическим ответом на правильно поставленный вопрос должно стать наше участие в проекте Баку - Тбилиси - Джейхан, тем более, что соответствующие предложения нам теперь поступают регулярно. Формы участия могут быть разными. Наиболее простая и доступная - финансовая. Строители нефтепровода регулярно испытывают затруднения с финансированием проекта, и помощь со стороны российских нефтяных компаний им совсем не помешала бы. Разумеется, в обмен Россия должна получить право голоса в вопросах, касающихся управления нефтепроводом.
Такое решение только на первый взгляд кажется странным. Во-первых, даже если у России будут самые прекрасные отношения с Турцией, то все равно проливы чрезвычайно перегружены, и наращивать транзит российской нефти через них уже сейчас невозможно. Во-вторых, наши трубопроводные системы тоже не резиновые, и казахская нефть уже сейчас приносит не только доходы, но и проблемы. В-третьих, Россия не Кувейт, у нее есть и другие интересы кроме нефти и ее транспортировки.
В строительстве нефтепровода Баку - Джейхан более всего заинтересованы Турция, Казахстан и Азербайджан. Они построят нефтепровод и без России, однако наши дальнейшие отношения будут куда лучше, если Россия не будет препятствовать строительству, а наоборот, войдет в него своими деньгами и политическим влиянием.
Уже сейчас уровень нашего экономического сотрудничества с Турцией таков, что серьезный политический конфликт невозможен без ощутимых экономических потерь. При этом российская и турецкая деловые культуры (не важно в данном случае, хороши они или плохи) довольно близки - не случайно турецкий бизнес так прижился в Москве. И Россия, и Турция заинтересованы в доступе на рынки Евросоюза, причем, что особенно важно, конкурентами здесь не являются, так как структура экспорта у двух стран совершенно разная: российский металлопрокат не конкурирует с турецкой обувью. На этом фоне политическое сближение с этой страной, приобретающей все большее значение и вес в мире, было бы вполне в интересах России. И если забыть исторические споры, то и тут у нас много общего. Недавние теракты в Турции показали, что этой стране так же, как и России, угрожает радикальный ислам. Турция так же, как и мы, выстраивает отношения с Европой и Америкой, стараясь не попасть ни от кого из них в зависимость. Мы давно выстраивали доверительные отношения с курдскими сепаратистами. Турки, соответственно, с представителями Ичкерии. Теперь, когда многое изменилось (террористы угрожают уже и самим туркам, а курды находятся под полным влиянием США), сама собой напрашивается мысль о размене. Кстати, единственное препятствие для такого размена заключается в нашем отношении ко все тому же нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.
Что же касается Казахстана, то тут все еще проще. Казахстан - самая лояльная к России страна на всем постсоветском пространстве. При этом Казахстан, опять же, единственная постсоветская страна, сопоставимая с Россией по уровню экономического развития. У нас схожие экономики, почти одни и те же проблемы и пути их решения. Казахстан никогда не отказывался от российского транзита, однако рост нефтедобычи в стране таков, что уже в ближайшее время Россия не сможет обеспечивать полноценный трафик казахской нефти. Если Россия будет настаивать на своем и бороться с БТД, то в итоге потеряет важнейшего союзника и соседа. Если же поможет, то как знать, может, по этому нефтепроводу в Джейхан потечет наша нефть, произведенная в нашем Казахстане.