Депутаты Госдумы на сегодняшнем пленарном заседании утвердили кандидатуру Михаила Фрадкова на должность председателя правительства России. За М.Фрадкова проголосовали 352 депутата, против - 58, воздержались - 24.
Перед голосованием Фрадков выступил с восьмиминутной речью, в которой озвучил основные задачи нового кабинета министров. Говорил он, в общем, вполне дежурные слова про повышение качества жизни, благосостояния граждан и про обеспечение их безопасности. Однако кое-что конкретное он все же сказал. Одним из основных приоритетов нового правительства М.Фрадков видит завершение налоговой реформы, причем он еще более конкретизировал свою мысль и заявил, что первым делом надо снизить ставку единого социального налога. Ключевой задачей в области социальной политики является уход от безадресной помощи гражданам - "эту помощь должны получать только нуждающиеся". Сказал Фрадков и про реформу ЖКХ, весьма справедливо заметив, что, несмотря на то, что она давно начата, "большинство людей наблюдает ее только по росту квартплаты". Среди своих первых шагов на посту премьера Фрадков назвал формирование новой структуры правительства, проведение анализа текущего состояния в реальном секторе экономики, анализ социальной сферы, повышение значения науки в экономике, борьбу с коррупцией, а также подготовку профессиональных кадров.
Как именно будет реструктурировано правительство, Фрадков не сказал. Сказал только, что других заместителей, кроме Александра Жукова, "не планируется". Ничего не сказал он и про состав будущего правительства, заявив, что "пока об этом говорить преждевременно".
Если Фрадков и проявил себя либералом-реформатором, то вполне умеренным, не склонным к новизне, по крайней мере, на словах: про снижение ЕСН говорят уже месяц, про реформу ЖКХ - два года, про изменение структуры правительства - три, про адресную помощь нуждающимся - четыре, а про военную реформу, о которой Фрадков тоже не забыл - и все десять. В общем, все как и ожидалось. За неделю до выборов страна получила премьера, имя которого никому ничего не говорит, выступившего с набором классических идей правительства Касьянова, при этом состав и структура кабинета держатся в строжайшем секрете.
Скорее всего, весь секрет состоит в том, что никакого секрета нет: новые лица в правительстве не возникнут, и старые не исчезнут. Вице-премьеры Кудрин, Греф, Алешин, Христенко и Гордеев потеряют почтенную приставку "вице", но зато приобретут расширенные министерства. Был бутерброд, а стал хлеб с маслом - вот и вся великая перемена. Не ясна судьба Яковлева, но, возможно, даже он останется, продолжая реформировать ЖКХ или что-нибудь еще.
В результате всего случившегося интересно только одно - что имел в виду Путин, когда в исторический день отставки правительства сказал: "Избиратели имеют право знать, с какой командой президент намерен работать и какие задачи выполнять".